* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕГУЛИРОВАНИЕ
301
не всегда легко, учитывая спектр различных воздействующих факторов, удивительно, что даже спустя два года после обнародования ограничитель ного Циркуляра Резервного банка Индии наблюдался весьма скромный про гресс в развитии внеофисного банкинга. В Бразилии, где широкому кругу организаций разрешается выступать в роли агентов и где участники пользу ются значительной свободой при определении коммерческих аспектов сво их отношений, в настоящее время, как отмечалось ранее, функционируют 95 000 агентов. Они работают во всех муниципалитетах страны, вся инду стрия развивалась вокруг определения и обслуживания агентской сети. В Кении система M PESA основана на использовании мобильных те лефонов, счета для хранения электронной стоимости сконструированы таким образом, чтобы соответствующие операции не подпадали под по нятие «банковской деятельности» в рамках Закона о банковской деятель ности Кении. Это позволяет провайдеру M PESA компании Safaricom (ко торым совместно владеют Правительство Кении и Vodafone, крупный международный мобильный оператор) самостоятельно выбирать себе аген тов на основе собственных подходов к ведению бизнеса. Как у Safaricom, так и у Vodafone свои причины, по которым они тщательно выбирают аген тов и контролируют их, учитывая потенциальный репутационый риск те лекоммуникационному бизнесу. Однако они не отвечают за своих агентов таким же образом, как это требует банковское регулирование в Бразилии. Фактически, мелким шрифтом во всех контрактах M PESA говорится о том, что Safaricom не несет ответственность в случае злоупотреблений или нео сторожных действий агентов, предоставляющих услуги M PESA. Хотя общее отсутствие регулирования в модели внеофисного банкинга с использованием небанковской организации, которое практикует M PESA, позволяет спонсорам новаторски относиться к выбору агентов и управле нию ими, это также открывает Кению для прихода новых компаний, ис пользующих данную модель. Некоторые из новых участников рынка будут новичками в использовании электронных денег, к которым осуществляет ся доступ с помощью предоплаченных карт, которым нечего терять (поми мо средств потребителей) в случае мошенничества или неквалифициро ванного управления. ПОД/ФТ1. Во многих странах следующей наиболее критичной пред посылкой существования основной формы внеофисного банкинга явля
1
Исследования по ПОД/ФТ в трех из семи стран, вошедших в исследование, в Бразилии, в Южной Африке и на Филиппинах, проводилось совместно с командой Интеграции финансового рынка Всемирного Банка в контексте, охватывающем несколько стран исследования, посвященного вопросам