* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕГУЛИРОВАНИЕ
299
нию с традиционными банковскими отделениями (что позволяет им эффективно охватить новые обширные группы малоимущих потребителей)1; они удобны для потребителей2 и создают обстановку, в которой те чувствуют себя комфортно3. Привлечение розничных агентов влечет за собой новые риски или уси ление старых, на что политики и органы регулирования должны обратить серьезное внимание (CGAP, 2006). Например, агенты несут с собой массу операционных рисков для лиц, оказывающих услуги, и в частности репу тационный риск, учитывая то, что агенты являются публичным лицом орга низации. Более того, использование агентов усложняет процесс соответ ствия нормам ПОД/ФТ и законодательства о защите прав потребителей. Это еще два основных аспекта, которые также представляют определен ную важность для внеофисного банкинга. В каждой из стран, вошедших в исследование, разрешается использо вание агентов, однако наблюдаются серьезные расхождения в отношении того, какие функции и услуги могут осуществлять агенты, каким типам организаций разрешено выступать в качестве агентов, кто несет ответ ственность за деятельность агентов, как можно оплачивать услуги аген тов и т.д. Бразилия, Индия и Кения представляют собой яркий пример широты подходов к использованию агентов. Регулирование, созданное Центральным Банком Бразилии, позволяет широкому кругу организаций выступать в роли агентов. Центральный Банк Бразилии принял определение «банковского корреспондента» в 1973 г., по зволив банкам привлекать третьих лиц для приема и обработки платежей.
1
2
3
В России внеофисный банкинг позволяет сэкономить еще больше благодаря использованию автоматических платежных терминалов. Для того чтобы от крыть точку обслуживания, которая даже не представляет собой классиче ское отделение банка, необходимо потратить не менее 200 000 дол., и всего 7500 дол. для установки автоматического платежного терминала. Малоимущие, не охваченные банковскими услугами, живут в условиях эко номики «наличных», когда безналичные средства, которые хранятся в банке или на сервере небанковской организации или на устройстве потребителя, быстро теряют в стоимости, если не существует готового рецепта, как кон вертировать их в наличные, и наоборот. Малоимущие клиенты часто неуютно чувствуют себя в помещении банка, даже если оно находится рядом. Однако им гораздо комфортнее пользовать ся банковскими услугами в местных магазинах, почтовых отделениях и дру гих пунктах, с которыми у них уже сложились отношения.