* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
50
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ И МОБИЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ. Энциклопедия
действий) на своем мобильном телефоне. Мобильные платежи доступны тем абонентам мобильной связи, которые не имеют собственного банков ского счета либо не хотят его задействовать при пользовании услугами мобильной коммерции. Как правило, такие платежи производятся при разовых покупках на незначительные суммы, т.е. «микроплатежи», а так же для оплаты услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение). Как было отмечено ранее, мобильный контент является разновидно стью мобильных платежей, при которой мобильный терминал использу ется не только в качестве удаленного средства идентификации платель щика, но и как устройство для приема заказанной услуги. Этот тип мобильной коммерции применяется при продаже рингтонов/мелодий, картинок, электронных игр, интерактивных медиапроектов (SMS чаты, SMS голосования) и т.п. В первой части этого раздела мы говорили о различных практических реализациях мобильной коммерции как в развитых странах, так и в раз вивающихся. Анализ этих систем свидетельствует о том, что в развитых странах мобильная коммерция основывается на использовании банков ского счета и такая градация там неприменима, однако в развивающихся странах мобильные платежи с использованием банковского счета не по лучили распространения, именно поэтому возникает разделение на мо бильный банкинг и мобильные платежи с использованием средств або нента, размещенных у оператора связи (далее при использовании термина «мобильный платеж» мы будем говорить о платежах с использованием средств абонента, размещенных у оператора связи). Как уже было отмечено, мобильный банкинг — это вариант получе ния банковских услуг, при котором лишь управление и передача поруче ний осуществляются через мобильный телефон. Гораздо сложнее обсто ят дела с мобильными платежами с использованием средств абонента, размещенных у операторов связи. Остановимся подробнее на структуре совершения мобильных платежей с использованием сетей подвижной ра диотелефонной связи (эта схема может быть также использована в мо бильном банкинге). Ее целесообразнее всего строить на основе эталон ной модели мобильной коммерции OMA (рис. 4). Субъектный состав участников структуры совершения оплаты товаров и услуг Расчетный центр (РЦ) — является банком, осуществляющим функ ции авторизационного и клирингового центра. Процессинговый центр (ПЦ) — по поручению РЦ осуществляет ин формационно технологическое обеспечение субъектов: создает учетные