
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
-369 Воспитаний духовное 370 выхъ приизнаковъ усталости, обыкно венно выражающейся въ зевоте, следуетъ прекратить занятия. Не сле дуешь заставлять ребенка заучивать наизусть слышимое, но не следуешь и препятствовать этому. То, что за помнилось само собой, не можетъ уто мить ребенка; при отсутствии дальней ш и е повторешй, оно забудется, вытес ненное- новыми сочетатнми. Вьэтомъ зременномъ запоминании и быстро мъ позабывании не должно усматриивать чего-либо патологическаго: дословное запоминание обусловлено лишь темъ, что дети младшаго возраста часто не въ состоянш отделять форму отъ со держали и фнксируютъ первую для усвоения последняго: когда последяее усвоено и вошло въ запасный складъ опыта ребенка, форма, какъ вспомога тельное сродство, утратившее смыслъ, исчезаешь изъ памяти; содержашя же часто дети не въ состоянии бываютъ воспроизвести вследствие неумения облечь его въ форму, требующую са мостоятельной творческой работы; въ томъ, что содержание сохранилось въ памяти, легко бываетъ убедиться, повторяя детямъ будто бы забытый ими разсказъ: онит воспринимаюсь его, какъ знакомый, узнаютъ его, не буду чи въ состоянии его воспроизвести. Въ отношенияхъ детей къ разсказамъ и къ чтению вслухъ проявляются въ значительной степени ихъ индивидуаль ный склонности: одни дети предпочитаиошь это занятие всему остальному, другия отдаютъ предпочтение забавамъ съ игрушками или подвнжнымъ играмь. Въ этомъ отношеши отниодь не сле дуешь насиловать детей или при влекать ихъ искусственными при манками: и въ игры можно ввести элементы, обогащающие опытъ ребенка и не лишающие ихъ привлекательности. Около 4 летъ появляются у детей и определенный представлений о време ни. Уже къ тремъ годамъ дети пыта ются разобраться въ вопросе о прошедшемъ и будущемъ и локализиро вать свои воспоминания н ожидания; но не только слова: вчера, завтра, се годня, путаются въ нхъ сознании, но и связанный съ ними представления, Къ четыремъ годамъ представление о дне (суткахъ), какъ объ определенной единице, складывается въ голове ре бенка, и довольно быстро эта единица обособляется настолько, что поддается въ сознании ребенка счетнымъ операшямъ; для упрочения этого предста вления и придания ему большей реаль ности можно пользоваться отрывнымъ кал е н даре мъ, предоставляя ребенку ежедневно отрывать очередной листокъ. Эта ежедневная работа способ ствуешь у грамотныхъ детей быстрому усвоению наименования дней недели и месяцевъ. Принято утверждать, что обучать грамоте ранее 6—7 летъ не следу ешь; это верно въ томъ смысле, что не следуешь ранее этого возраста са жать за указку детей, не проявляющихъ самостоятельнаго интереса къ чтению; если же стремление къ грамо т е появилось ранее, то его въ больцшнстве случаевъ невозможно затор мозить, т. к. дети пользуются всеми путями, чтобы достигнуть своей цели и способны бываютъ къ самообучению почти безъ посторонней помощи. Въ этомъ случае сдерживающее влияние родителей должно сводиться лишь къ тому, чтобы не давать детямъ уто мляться и не дозволять имъ проводить за книгой более того времени, кото рое было выше указано для чтения вслухъ, и приниматься за нее более двухъ разъ въ день. Въ качестве пер вой книги для чтешя всего уместнее предложить ту,содержание которой пред варительно было усвоено ребенкомъ по чтенйямъ вслухъ: возможность самосто ятельно вычитывать знакомый слова и фразы чрезвычайно стимулируешь ре бенка въ его заииятилхъ. Стремление къ счету также нередко появляется у де тей самостоятельно, въ виде наклонно сти сосчитывать все попадаюшДе на глаза однородные предметы въ различ ныхъ комбинашяхъ; такимъ образомъ, мнопя дети сами научаются сложенш въ пределахъ первыхь десятковь, а ино гда и простейшимъ вычиташямъ. И въ этомъ отношении однимъ детямъ при ходится помогать, измышляя счетныя игры, другихъ же приходится удер живать отъ увлечения счетомъ. Для обучения простейшему сложению и вы читанию очень удобны деревянные кирпичики, употребляемые для дет-