
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
437 Ввнгр. я. не отразим о-эвучнаго венгерскаго языка, Остальныя эпнчесшя произведешя Вёрёшмарти также встретили хороmift пр1емъ. На его стихотворныхъ драмахъ сказывается влйяше Шекспира и франдузскаго романтизма. По композищи, трагизму онъ стоить ниже Катоны, но въ лирическихъ местахъ превосходить его. Самымъ ценнымъ представляется его драматическое стихотвореше „Чонгоръ и Тюнде" (1831)—драматизированная сказка, напоминающая „Сонь въ летнюю ночь" Шекспира. Прелестныя любовныя сцены, глубогая размышлешя, живой и свеж1й юморъ сменяютъ другъ друга, въ дъйствш принимаютъ участие идеал ьныя, реальный, символ и ч е с т я и фантастически я существа. Языкъ ея способенъ выразить всевозможные^ самые тонкие оттенки и блещетъ яркими краскими. Н о истинное велич!© Вёрёшмарти—въ лирике. Въ его стихотворевляхъ раскрывается богатый м1ръчувства, веселаго юмора, глубокаго элегическаго раздумья, мимолетвыхъ. н а с т р о е н^ и захватывающаго паеоса; Кульминацюннаго пункта своего творчества достигь Вёрёшмарти въ области патрютической поэзш. Его оды проникнуты настоящей и глубокой любовью къ отечеству, гордымъ благородствомъ, то могучнмъ воодушевлен1емъ, то скорбью и мрачнымъ отчаяшемъ. Его воззвате „Szdzat" (1838) наряду съ „Гимномъ" Кельчея стало нащональной песнью. Среди многочислен, эпигоновъ этого перюда выдаются въ эпосе Грегоръ Цуцоръ, въ лирике— Тоганнъ Гарай и 1осифъ Байза (1804— 58), но у нихъ, какъ и у более мелкихъ талавтовъ, классичесый эпосъ становится сухимъи шаблоннымъ, лирика—безцветной, манерной, искусственной и абстрактной. Больппя услуги оказалъ Байза въ качестве критика въ газете „Атенеумъ" (1837—43), игравшей руководящую роль въ литературе. Кроме Вайэы редакторами были Вёрёшмарти, Францъ Тольди— родоначальники и сто pi и венгерской литературы. ливой и заботливой обработке внешней формы стиха. Своимъ альманахомъ „Аврора" (съ 1822) онъ, въ союз е съ лучшими тогдашними литературными силами, обезпечилъ победу романтизму, сталъ вождемъ и главой современ. ему венгерской литературы. П о с л е его смерти друзья его продолжали действовать въ томъ же направлеши, основавъ (1836) въ память его еще и поныне существующее „Общество имени Кишфалуди". Въ першдъ наибольшаго успеха литературной карьеры Кишфалуди одинъ молодой адпокатъ и актеръ - любитель 1осифъ Катона (1792—1630) написалъ лучшую венгерскую трагедию, не допущенную цензурой къ представление. Она вышла въ 1821 г., но осталась незамеченной. Драма эта — „Вапк ban" — пользовалась впоследствш огромнымъ усггЬхомъ на сцене, но несчастный авторъ ея въ это время давно уже лежалъ въ могиле. Сюжетъ этой драмы, заимствованный изъ венгерской исторпт., часто обрабатывался и за границей (напр., въ драме Грплльпарцера „ Ещ Тгеиег Diener seines Herrn", 1828). Это — потрясающая истор1я человека, мстящаго за позоръ своей жены и за разореше страны злой королеве, которую онъ убиваетъ, но гибнущаго нравственно подъ гнетомъ этого дЬяшя. Интересное действ!е, нараетающШ драматнзмъ положетй, тоншя характеристики, сильные д1алоги, национальное чувство, которымъ проникнута вся драма, делаютъ ее весьма ценной. Величайшимъ поэтомъэпохи Сеченьи является Михаилъ Вёрёшмарти (Vorosmarty, 1800—1855); начало его слав* положили его эпич. проиэвед.,драматич. вещи—увеличили ее, а лирика—довела до кульминащоннаго пункта. Первое его эпическое произведете—большая эпопея въ гекзаметрахъ „Бегство Задана" (1825), въ которой онъ воспевалъ вавоеваше венграми ихъ нынешней родины; въ этой поэме описан|я ожесточенныхъ бнтвъ переплетаются съ лирическими и идиллическими меНовеллистика вначале находится стами. Чудная музыка гекзаметровъ подъ вл1ятемъ Кишфалуди; Наеелъ Вёрёшмарти не уступаете греческимъ, Кованъ, Хосифъ Гааль н Андрей Фай языкъ же—велнколепнейппй образецъ (1786—1864) рнсуютъ въ юмористиче-