
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
187 Великобритания. 188 вообще, индивидуализмъ, держится на этотъ счетъ совсемъ другого мнения: •онъ поощряетъ свободу союэовъ, какъ одно изъ проявлений свободы договоровъ, а поэтому можетъ отнестись только отрицательно—и, действительно, отнесся такъ — къ законамъ, запрещавшимъ ассоциации рабочихъ или устройство ими стачекъ. Таковы были скромный начинания въ с ф е р е рабочаго законодательства; лишь черезъ рядъ летъ, въ пернодъ 1842—1846 г. министер ствомъ Пиля, главнымъ образомъ по инищативт» лорда Шефтсбери, проведены были акты, запретившие работу дЪтей до десятилътняго возраста и женщинъ въ копяхъ (1842), ограничившие въ текстильной промышленности б /^ часами въ день трудъ детей отъ 8 до 13 летъ, пониаивъ однако при этомъ минимальный возрастъ, при которомъ допускались работы, съ 9 до 8 летъ (1844). Пилевские законы попутно подняли вопросъ о женскомъ труде на фабрикахъ, перерабатывают.ихъ волокнистыя в е щества: какъ и трудъ подростковъ, онъ •былъ ограниченъ 10 часами (1847). Ч т о эти законы не удовлетворили рабочихъ, показываютъ факты. Еще въ 1839 г. въ первой петиции, поданной чартистами и собравшей 1.200.000 подписей, значится: „трудъ рабочаго не можетъ быть лишенъ необходимаго вознаграждения; законы, благодаря которымъ пища такъ дорога, а деньги такъ •скудны, должны быть отменены; налоги должны падать на собственность, .а не на трудъ; благо большинства, какъ единственная законная цель, должно быть главной задачей правительства; въ качестве же предварительной и необходимой меры, какъ для этихъ, такъ и для другихъ переменъ, — въ качестве сдинствеишаго средства, съ помощью котораго интересы народа могутъ быть действительно и ограждены и обезпечены—мы требуемъ поручить охрану ииитересовъ народа самому народу... Мы несемъ на себе обязанности свободныхъ гражданъ—мы должны иметь права свободныхъ гражданъ. Поэтому мы требуемъ всеобщаго избирательнаго права!" Такимъ образомъ, руководители ра•бочаге движения полагали въ это вре1 мя, что политическая реформа, передача въ рукн народа права выбирать и быть выбраннымъ есть не только лучшее, иио и единственное средство изменения существугощаго порядка въ направлен i n , благо приятно мъ интересамъ большинства трудящихся. Н о ни тори, ни виги не желали сделать ииикакихъ уступокъ въ этомъ смысле, а лордъ Грей открыто высказывалъ ту мысль, что избирательная р е ф о р м а кажется ему завершенной мероприятиями, принятыми въ 1832 году. Въ свою очередь рабочий, какъ видно, между прочимъ, изъ р е ч и , произнесенной на громадномъ митинге въ Манчестере, въ сент. 1838 г., Стеффенсомъ, обусловливали возможность всякаго благоприятного для нихъ сощальнаго законодательства дальнейшей политической реформой. „Чартизмъ", говорнлъ пламенный ораторъ,—„не политический вопросъ; это проблема ножа и вилки... Получить хартию, обезпечивающуио всеобщую подачу голосовъ, означаетъ право каждаго человека въ этой стране иметь хорошее жилище, хорошую одежду, сытный обедъ, х о р о шую заработную плату и необременительный рабочий день". Буржуазия, въ это время руководившая делами Англйи, готова была жертвовать ради гуманности интересами землевладельческаго сословия, но она решительно отказывалась перенести съ помощью новаго расширения избирательнаго ценза политическую власть въ руки народа. Вотъ почему въ 1834 году проведена была еио въ министерство Г р е я отмена рабства въ колонпяхъ съ темъ, однако, ограничение мъ, что отпущенные на свободу должны въ т е ч е т е трехъ летъ оставаться на планташнхъ на положении ученипговъ. Это ограничение, однако, не помешало разорению плантаторовъ. Негры работать перестали; свободныхъ рабочихъ не оказалось, пришлось ввозить китайскихъ и индусскихъ кули, чтобы заменить негровъ, не желавшихъ производить работъ по уходу за сахарнымъ тростникомъ. Обозреваемые годы памятны въ лЪтописяхъ англййскаго законодательства также темъ, что нъ это время впервые А-нглйя признала народное обраэова-