
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
€77 Великобритания. 678 риканскими конституциями. Въ отличие отъ того всемогущества, какпмъ английская конституция надвляете парламентъ, американский признаютъ палаты неспособными нарушить своими законами самую конституцию и охраняемый ею основныя права. Блюстителемъ ихъ нерушимости являются суды, а средствомъ проведения ея въ жизнь — обжалование каждымъ той части несогласнаго съ конституцией закона, которая нарушаете его личныя права. Мы но вправе отнестись поэтому къ основному положению левеллероиъ, какъ ке политической у топ] и, и можеме только отметить ке ихе чести тотъ факте, что за два съ половиной столетия до насъ они высказывали уже взгляды, проникшие въ общественное сознание Европы, но все еще не нашедшие себе полнаго выражения въ ея законодательстве. Очевидно, что сторонники нсторическнхе основе английской государственной жизни, а такимъ именно сторонникомъ былъ Кромвель, не могли отнестись къ проеипу „агитаторовъ" иначе, какъ отрицательно. Оне внесъ поэтому предложение передать на обсуждение совета армии т е недостатки, каше „агитаторы" нашли въ прежнихъ соглашенйяхъ, заключенныхъ тою жо армйей въ Ньюмаркеть и Триплогнсе. Это значило ни больше, ни меньше, какъ отложить реформы на неопределенное время. Леиеллеръ Вильдмане указале на это собранно л, отражая ссылку Кромвеля на обязательства, объявилъ, что ничто не прннуждаетъ человека делать то, что онъ находить несправедливымъ. Въ о т в е т ь на это Аэртонъ заявилъ, что нетъ другого основания для справедливости и правды, кроме верности разъ состоявшимся соглашениями „Отмените это обязательство,—и ни для одного изъ вашихъ правъ не окажется законнаго фундамента. Вы хотите держаться одного естественнаго закона, но на основании его вы не имеете больше права на этотъ кусокъ земли или какой другой, нежели я. Я въ такой же м е р е , какъ и вы, воленъ захватить все необходимое для моего пропитания ИЛИ для моего личнаго до- вольства. Право возникаете только таме, г д е является соглашеше. Соглашение в е данномъ случае состоитъ въ томъ. что такое-то лицо одно будетъ осуществлять права владения и пользования, подчиняясь всеми признаваемой власти, власти, призванной охранять миръ и приводить въ исполнение законы. На соглашения опираются права человека на все, и вотъ почему, когда я слышу людей, предлагающихъ не считаться съ соглашениями и руководствоваться только темъ неопределеннымь и широкнмъ представлешеме, какое каждый въ отдельности составилъ себе о справедлнвомъ и несправедлнвомъ, я прихожу въ ужасъ при мысли о нослЪдств!яхъ, какия можетъ иметь подобное предложеше". Кромвель поспешилъ иирисоеднннться къ мнению Аэртона. Чтобы положить конецъ дальнЪйшимъ препирательствамъ, онъ предложишь посвятить ближайшее з а с е д а т е молитве. На языке индепендентовъ это выражалось словами s e e k i n g G o d , что буквально значить „искать Бога"". Въ ихъ представлении одинъ Богъ могъ раскрыть сердцу и разуму справедливость того или другого предложения. Это было то личное откровение, въ которомъ релипозные радикалы X V I I столетия въ такой же м е р е думали найти истину, въ какой радикалы нашего времени ищутъ ее въ решении большинства при всеобщей подаче голосовъ. Аэртонъ также стоялъ за „искательство воли Божьей въ молитв ь", но онъ счелъ сверхъ того нужнымъ предложить немедленное назначение комитета для обсуждения, заодно съ „агитаторами" пятии полковъ, отдельныхъ статей „народнаго соглашешя". На следующий день, после молитвы, возобновлены были прения въ с о в е т е офицеровъ. И Кромвель, и Аэртонъ поспешили заявить о полной готовности руководствоваться при обсужденш проекта левеллеровъ одними в е л е ш я ми божественной истины и предложили открыть дебаты по первой статье соглашения. Она касалась устройства выборовъ и распределения голо.'ювъ между графствами, гародами и бургами. Ренсборо, го-