
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
457 Бракъ. 458 ской стороны отбирается подписка въ томъ, что имъюпця родиться дъти будутъ крещены и воспитаны, въ первомъ случа*— въ православной въръ, во второмъ—въ евангелической, и что неправославный или нехристианский супругъ не будетъ склонять или совращать православнаго или христйанскаго супруга въ свою веру. Наконецъ, совершенно воспрещены Б. православпыхъ и католииковъ съ нехри¬ стианами и протестантовъ—съ язычиииками, тогда какъ не выброшенное еще изъ состава нашего законодательства запрещение Б. между православными и раскольниками подлежитъ отмене за силой Указа 17 апреля 1905 г. Среднее положеше между обязательно-граждански имъ и обязательноцерковнымъ Б. занимаютъ законодательства, допускаюшдя какъ гражданс к и , такъ ui церковный Б. Эти законодательства могутъ быть, въ свою очередь, разбиты на 3 группы: пеювая разръшаетъ всемъ свободный выборъ между т е м ъ и другимъ Б., вторая игре доставляет* этотъ выборъ только известным* категориям* лицъ, третья предписываеть въ однихъ случаяхъ церковный, въ другихъ—гражданский Б. Въ первую группу, осуществляющую высшую меру свободы, которая можетъ быть допущена при регламентации Б-а, призпаннаго публичнымъ актомъ, следуетъ отнести большинство эаконодательствъ Соединенныхъ Штатовъ, современное англ1йск. право, основанное на законе 1836 г., и новейший австрШский ааконъ о правахъ лнчнаго состояния. Главное преимущество этихъ законодательствъ состоитъ въ томъ, что они ограничивают* эаключеше Б-а однимъ обрядомъ и освобождаютъ лицъ, желающихъ вступить въ церковный Б., отъ обязанности совершить и другой, свЬтсиий обрядъ, всегда обязательный въ системе чистаго гражданскаго Б. Во вторую группу входят* скандинавский законодательства, устанавливающая, съ одной стороны, обязательный церковный Б. для лютеранъ и другихъ христйанъ, за духовенствомъ которыхъ признана способность къ совершению церковнаго Б., и съ другой—факультативный гражданский Б. для лицъ, принадлежащихъ къ различиии.имъ, хотя и приэнаннымъ государствомъ, христианским* исповедашямъ. Эти лица могутъ вступить по своему усмотрЪшю либо въ церковный, либо въ граждански Б., д е л а ю щийся обязательным* только въ т е х ъ случаяхъ, когда ни одинъ изъ супруговъ не принадлежитъ къ признанному христианскому вероисповеданий), иили одинъ изъ нихъ—нехрист1анинъ. Это п р и з н а т е двухъ видовъ гражданскаго Б.: факультативнаго—для лицъ разныхъ, но признанныхъ x p H C T i a H скихъ иеповедашй, и обязательнаго— для лицъ непризнанныхъ и нехриепанскихъ исповеданий—составляетъ главную особенность скандинавекихъ законодательствъ. Къ третьей группе, не оставляющей выбора между церковнымъ и гражданскимъ Б. и предписывающей первый темъ, кто исповедуетъ господствующ, веру, а второй—всемъ смысле иноверцамъ, въ широкомъ этого слова,—къ этой группе принадлежали мнопя ииемецкйя законодательства, какъ, напр., вюртембергское, баварское и др., до издаэля общегерманскаго гражданскаго уложения, австршское законодательство до издания упомянутаго выше закона 1906 г.,—и принадлежать еще въ настоящее время законодательства Испаши и Португалш. Устанавливаемый этими законодательствами гражданский Б. называютъ субсидиарнымъ или вынужденнымъ (Notcivilehe). Онъ развивался, глав, обр., въ католическихъ государствахъ и долго служилъ единственновоэможяымъ средствомъ для узаконения Б-овъ протеетантовъ, евреевъ и другихъ некатоликовъ. Упомянемъ еще о румынскомъ законодательстве, которое приняло в * 1865 г. светскую регистрацию Б-овъ, не помешавшую, однако, следующему постановлению изданной черезъ годъ конститущи 1866 г.: „религюзное освящение обязательно для Б., кроме случаевъ, которые будутъ указаны въ особомъ законе". Этого закона д о сихъ поръ не издано, и мы и м е е м ъ въ Румынш единственный примерь обязательности одновременно гражданскаго и церковнаго Б . III. Условия дгъйствительпости брака. Эти условия у д о б н е е разсматривать съ