
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Мужские имена (Д) 149 растительности, виноградарства и виноделия. В Греции культ Диониса пришел с востока и утвердился там гораздо позже культа остальных богов-олимпийцев и с большим трудом. Поскольку культ вина и само искусство виноделия занесено в Грецию через Крит, то у бога Диониса критские корни. Так, с Дионисом отождествляли критского Загрея - сына Зевса и Персефоны, растерзанного титанами, Иакха, связанного с Деметрой и элевсинскими мистериями. Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Изза козней ревнивой Геры Зевсу пришлось явиться Семеле во всем своем олимпийском величии - и Семела погибла в пламени молний. Рожденного ею до срока младенца Зевс зашил в свое бедро и через три месяца родил снова. Поэтому Диониса называют "дваждырожденным". Зевс отдал Диониса на воспитание нисейским нимфам или, по другой версии, сестре Семелы, Ино, - за это Гера наслала на Афаманта, мужа Ино, безумие; он убил своего сына Леарха, а Ино бросилась в море. Когда Дионис вырос и нашел виноградную лозу, Гера вселила безумие и в него. Охваченный неистовством, в окружении вакханов-менад и сатиров, он скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где Рея-Кибела исцелила его от помрачения ума и приобщила к своим мистериям, связанным со стихийными плодоносящими силами. Оттуда Дионис отправился в Индию, по пути покоряя народы и насаждая культ виноградной лозы. Через восточные земли - Лидию, Фригию, Фракию - Дионис возвратился в Грецию и первым делом явился на родину своей матери, в Фивы. Шествие Вакха (второе имя Диониса) сопровождалось буйством и разрушением. Увитые плющом, опоясанные змеями, с тирсами в руках, менады и сатиры славили бога криками "Вакх, Эвое!", носились по лесам, били в тимпаны; тирсами они высекали из земли мед и молоко; охваченные неистовством, менаты могли разорвать на части диких зверей и пили их кровь, выдирали из земли деревья и всех встречных волей-неволей вовлекали в свои хороводы. Естественно, многим не нравились эти вакхические оргии, взрывающие размеренный ход жизни, и Дионис часто встречал на своем пути сопротивление. Его объявляли самозванцем и пытались запретить празднество-вакханалии - тутто веселый Дионис и являл себя богом грозным и карающим. Фрикийский царь Ликург, что встречал вакхическое шествие с оружием, объятый, по воле Диониса, безумием, убил своего сына Дрианта и сам был растерзан дикими лошадьми. Фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытавшийся бороться с менадами, был разорван на куски своими же сестрами и матерью Агавой в вакхическом экстазе. Дочери Орхоменского царя Миния, не желавшие участвовать в празднике Диониса, превратились в летучих мышей. В гомеровском гимне описано, как, отправляясь на остров Наксос, Дионис попал на корабль пиратов, которые вознамерились продать его в рабство. Бог, не узнанный разбойниками, "черными... улыбался глазами", и с его рук спадали путы, а весь корабль вдруг покрылся плющом и виноградной лозой. Потом на палубе появилась огромная медведица, пленник обратился в косматого льва - и пираты, в ужасе попрыгав в море, стали дельфинами. На Наксосе Дионис встретил покинутую Тесеем Ариадну и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Постепенно утверждаясь по всей Греции, Дионис наконец воцарился в числе