Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 801-850

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ В действительности, как подчеркивал В. И. Ленин, пролетариат несет с собой не социализм равенства мелких хозяев, а социализм крупного общественного производства. Идея же равенства прав личности, понимаемая как формальное, юридическое равенство, на деле является «отражением отношений товарного производства, превращается буржуазией в орудие борьбы против уничтожения классов, под предлогом будто бы абсолютного равенства человеческих личностей» Н. И. Челяпов пытался дать обстоятельный комментарий к известным высказываниям К.Маркса и В. И. Ленина о сохранении при социализме «буржуазного права». Он полагает, что в данном случае основоположники марксизма-ленинизма имели в виду лишь способ действия буржуазного права, но не говорили о том, что это оно остается буржуазным при социализме и по существу. Социалистическое право, считал он, по содержанию и форме качественно отличается от права буржуазного. «Буржуазное право» при социализме охраняет социалистический принцип распределения по труду, в то время как буржуазное право (без кавычек) охраняет принцип эксплуатации трудящихся владельцами средств производства. Таким образом, констатировал Н. И. Челяпов, термин «буржуазное право», используемый К. Марксом и В. И. Лениным для характеристики норм, действующих в условиях диктатуры пролетариата, употреблялся в условном смысле для характеристики социалистического права в сфере распределения. Однако подобный смысл данного термина был неприменим по отношению к средствам производства. Буржуазное право в подлинном смысле признает средства производства частной собственностью отдельных лиц, тогда как социализм делает их общественной собственностью. Н. И. Челяпов обращал внимание и на то, что в СССР неоднократно предпринимались попытки принцип равенства подменить «уравниловкой» и создать социальное равенство вопреки положениям основоположников марксизма-ленинизма не при социализме, а в условиях диктатуры пролетариата. Так, например, предпринимались многочисленные попытки устраивать бытовые коммуны, члены которых имели равное право на материальные и духовные блага, поступавшие в собственность коммуны. Первоначально значительная часть колхозов распределяла доходы между своими членами не в соответствии с количеством и качеством их труда, а по количеству едоков. Рав- ным образом. Г. Е. Зиновьев предлагал в 1926 г. всем семьям бедняков-крестьян выдать от государства по лошади. Как полагал Н. И. Челяпов, решительный отпор всем такого рода попыткам «уравниловки» в условиях СССР дал И. В. Сталин на ХVII съезде партии, подчеркнув особо правильность марксистского понимания равенства как уничтожения классов и недопустимость уравниловки в области личных потребностей и быта. Он признавал, что никакого равенства не будет, пока есть классы, то есть труд квалифицированный и неквалифицированный. «Вывод, что социализм требует уравниловки, уравнивания, нивелировки потребностей членов общества, нивелировки их вкусов и личного быта, что по плану марксистов все должны ходить в одинаковых костюмах, есть одни и те же блюда, в одном и том же количестве — значит говорить пошлости и клеветать на марксизм». Н. И. Челяпов предлагал отличать социальное равенство от равноправия. Если социальное равенство возможно только при полном социализме, то равноправие граждан обеспечивается уже в условиях диктатуры пролетариата, заложившей основы социалистического общества. Ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., он показывал конкретные сферы социального бытия, где обеспечивается подлинное равноправие советских граждан. Так, Н. И. Челяпов обращал внимание на то, что каждому гражданину в СССР не просто обеспечено равное право трудиться в той или иной отрасли народного хозяйства, но и право трудиться в условиях равной отмены для всех частной собственности на средства производства и равного освобождения всех трудящихся от эксплуатации. Каждый гражданин также пользуется равным правом получать за свой труд в соответствии с его количеством и качеством. Равноправие, признавал Н. И. Челяпов, существует во всех правах граждан, закрепленных Конституцией СССР. Так, Конституция СССР ликвидирует те элементы неравенства в избирательных правах, которые ранее существовали между рабочими и крестьянами. Она же гарантирует равное право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, равное право на образование и др. Диктатура рабочего класса обеспечивает полное равноправие между мужчинами и женщинами, чего не может достичь буржуазная «демократия» даже в самых развитых капиталистических странах. Не какие-то заранее присущие человеку свойства, признаки, а его личные способности и личный труд определяют его положение в обществе. Ч 811