Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 701-750

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Т (745–778) Т по себе, а только в их оптимальном взаимодействии — с точки зрения совершенствования всей транспортной системы страны. Он чутко улавливал новые явления в практике транспортных организаций. В 1953 г. по поводу открытия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина Михаил Александрович опубликовал в журнале «Советское государство и право» статью «Вопросы правового регулирования прямого сообщения», в которой обосновывался вопрос о необходимости единообразного правового регулирования деятельности различных видов транспорта как частей единой транспортной системы страны. Рост грузовых операций Волго-Донской магистрали, обеспечивающей соединение Беломорского, Балтийского и Каспийского бассейнов с Азовским и Черным морями в единую воднотранспортную систему, настоятельно требовал согласования правовых норм, регулирующих перевозки грузов в прямом сообщении. М. А. Тарасов одним из первых дал обоснование необходимости единого общесоюзного транспортного законодательства, которое широко поддержали ученые-юристы и практики, считающие обязательным принятие единого общесоюзного акта: Транспортный закон, либо Основы транспортного законодательства, либо Транспортный кодекс СССР. Успешное решение проблем транспортного права неизбежно приводило к необходимости решения проблем общей теории советского права. Длительное время в юридической литературе господствовало мнение, что способом обеспечения гражданско-правового обязательства является возможность принудительного воздействия на должника. Профессор М. А. Тарасов поставил под сомнение право существования только одних способов обеспечения обязательств (например, штрафных санкций) и исключающих применение других видов и форм воздействия на волю лиц, связанных договором. Он считал, что ответственность сторон в договоре нельзя рассматривать только с точки зрения принудительного воздействия. Современный и успешный ход исполнения обязательств должен встречать не безразличие и равнодушие других участников обязательства, а соответствующее внимание и поддержку. М. А. Тарасов показал правовое знание мер поощрения, применяемых с целью побуждения должника к выполнению обязательств надлежащим или улучшенным образом. Он считал, что меры поощрения, наряду с мерами принуждения, занимают центральное место в эконо- мическом стимулировании — важнейшем звене всего хозяйственного механизма. М. А. Тарасов заложил научные основы теории длительных соглашений на транспорте, которые в дальнейшем были развиты в работах его учеников. Ученый Совет Юридического факультета Ростовского государственного университета 10 марта 1962 г. признал, что «в университете сложилось и оформилось новое научное направление — транспортное право». Профессор М. А. Тарасов вел немалую общественную работу. Свыше десяти лет являлся членом Ученого Совета Университета и юридического факультета, членом профкома РГУ, членом редколлегии «Ученых записок РГУ». К. П. Краковский ТАРАСОВ-РОДИОНОВ Петр Игнатьевич (1897 — 1955) — доцент, исследователь проблем правовой науки. Родился в г. Казань. С 1919 г. состоял следователем Чрезвычайной комиссии, затем работал помощником секретаря народного суда, помощником юрисконсульта завода, делопроизводителем нотариальной конторы. В 1925 г. перешел в органы прокуратуры. В 1930 г. работал старшим следователем Московской областной прокуратуры. В 1934 г. был признан одним из лучших следователей РСФСР и переведен в Прокуратуру СССР на должность следователя по особо важным делам. Во время Великой Отечественной войны был начальником 1-го отделения следственного отдела Прокуратуры СССР. Находясь на практической работе, П. И. Тарасов-Родионов уделял значительное внимание научным основам криминалистики, в 1937 г. опубликовал работу «Следственный эксперимент». С организацией при Прокуратуре СССР Института криминалистики назначен заместителем директора этого Института. Одновременно руководил кафедрой криминалистики в Московском юридическом институте. С 1952 г. — директор Ленинградских прокурорско-следственных курсов Прокуратуры СССР. Сферу научных интересов П. И. Тарасова-Родионова составляли проблемы криминалистики. Основные работы: «Расследование хищений и злоупотреблений в торговом аппарате» (в соавт.) (М., 1934): «Московская областная прокуратура в борьбе за высокое качество следствия» (Советская юстиция. 1935. № 33); «Следственный эксперимент» (М., 1937); «За научную 750