Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 701-750

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ молодой кандидат юридических наук М. А. Тарасов, работавший в то время в Ростовском филиале ВЮЗИ, опубликовал в журнале «Вестник высшей школы» (1946. № 3–4) статью, в которой им был поставлен вопрос о необходимости и возможности организовать юридический факультет в Ростовском государственном университете. Эта статья «подоспела» вовремя, ибо в недрах ЦК ВКП(б) начиналось обсуждение проблемы улучшения юридического образования в стране. 5 октября 1946 г. было принято соответствующее постановление, в котором содержалось, в частности, решение об открытии юридического факультета в Ростовском университете. В 1947 г. такой факультет был создан, и М. А. Тарасов был назначен его деканом. На него легла трудная, но благородная задача организации факультета. В 1948 г. М. А. Тарасов возглавил организованную кафедру гражданского права и процесса и оставался на этом посту в течение 20 лет, до самой смерти. Профессор М. А. Тарасов был признанным в СССР специалистом в области гражданского права, и, прежде всего, в вопросах правового регулирования перевозок (транспортного права). В 1935–1938 гг. вышли из печати его первые статьи и рецензии в юридических журналах «Советская юстиция», «Социалистическая законность», «Водный транспорт» и др. Среди практических работников широко использовались написанные М. А. Тарасовым пособия «Дисциплинарный устав водного транспорта в вопросах и ответах» (М., 1935), «Комментарии к Уставу внутреннего водного транспорта» (М., 1937). М. А. Тарасов не прекращал свои научные изыскания и в трудную годину Великой Отечественной войны и представил на юридический факультет Московского университета свою кандидатскую диссертацию на тему: «Договор перевозки по внутренним водным путям сообщения СССР», которую успешно защитил в 1944 г. Это была первая в стране диссертация, посвященная разработке водно-транспортного права. В 1961 г. М. А. Тарасов защитил в том же университете докторскую диссертацию «Договор перевозки грузов по советскому гражданскому праву». М. А. Тарасовым опубликовано свыше 150 научных работ, в том числе несколько монографий: «Очерки транспортного права» (М., 1951); «Договор перевозки по советскому праву» (М., 1954); «Договор перевозки» (Ростов н/Д, 1964); «Транспортное право» (Л., 1968) и др. Тщательный научный подход к анализу правового регулирования деятельности транспорта позволил ученому сформулировать долговременные задачи науки транспортного права. Многие из научных идей, выдвинутых профессором М. А. Тарасовым на основе изучения тенденций развития транспорта, разрабатывались в дальнейшем его многочисленными учениками. М. А. Тарасов анализировал правовое регулирование многообразных отношений по поводу транспортных услуг, различные виды договора перевозки. Он занимался договорами перевозки грузов, пассажиров и багажа, а на морском и речном транспорте, кроме того, — договорами морской и речной буксировки (леса, баржи, крана, судна или иного плавучего объекта, перемещаемого не собственной, а буксирующей тягой). При этом он всегда концентрировал внимание не на узкоспециальных вопросах, а на более современных и крупных проблемах: юридической природе договора перевозки, хозяйственных отношениях с участием трубопроводного транспорта, проблемах морского права, острых вопросах автомобильных перевозок, транспортно-экспедиционных соглашениях, транспортных отношениях при использовании нетрадиционной техники и др. Анализируя правовые явления в единстве с экономическими, М. А. Тарасов рассматривал повышение эффективности транспортной системы как важную экономико-правовую проблему. Он одним из первых определил соотношение плана и договора в транспортных обязательствах, обосновав их сложный юридический состав. В специфике перевозочных отношений с участием промышленного транспорта М. А. Тарасов сформулировал понятие промышленного транспорта и обосновал необходимость унификации правил по операциям на подъездных путях и причалах клиентуры транспорта. Тщательному научному анализу был подвергнут и городской транспорт: профессор М. А. Тарасов в монографии «Договор перевозки» дал ему развернутое понятие, акцентировал внимание на правах и обязанностях пассажиров, правовых условиях их доставки и ответственности транспорта за безопасность пассажиров. Владея огромным опытом практической работы, он быстро реагировал на внедрение всего нового в организацию транспорта: одним из первых среди юристов оценил централизованные перевозки как прогрессивный метод доставки грузов. Важно подчеркнуть, что М. А. Тарасов рассматривал отрасли транспорта не сами Т 749