Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 701-750

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
С (684–744) С 1931); «Избранные произведения по марксистской теории права» (М., 1964). П. И. Стучка известен прежде всего как специалист в области теории права, внесший заметный вклад в формирование советской теории права. Кроме того, серьезное внимание в своем творчестве он уделял вопросам советского гражданского права, при разработке которых опирался, в частности, и на свой опыт работы в качестве Председателя Верховного Суда РСФСР. Свое понимание проблем советского государственного права он дал прежде всего в работе «Учение о государстве и советской Конституции». В своих выступлениях и публикациях он обосновывал и развивал такие главные характеристики революционно-марксистского подхода к пониманию права, как: 1) классовый характер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки. Взгляды П. И. Стучки как одного из ведущих идеологов и руководителей новых органов юстиции развивались в направлении к сочетанию революции и права, к признанию нового, революционного, пролетарского права. Он одним из первых ввел в научный оборот термин «пролетарское право» и разработал его концепцию. Под ним он понимал средство классового угнетения и подавления со стороны пролетариата других социальных классов. Такое понимание «пролетарского права» вытекало из его представлений о праве вообще как о средстве классового насилия — феодального, буржуазного и, наконец, пролетарского. В подготовленном им совместно с М. Ю. Козловским первом варианте проекта Декрета о суде № 1 говорилось о необходимости «коренной ломки старых юридических учреждений и институтов, старых свобод законов» и о «выработке новых законов, которые должны отразить в себе правосознание народных масс». В условиях пролетарской революции суд, согласно П. И. Стучке, «становится творческой силой в создании нового правопорядка». Правотворческая сила революционного суда при этом виделась П. И. Стучке в классовом насилии. «Мы откровенно заявляем, — писал он, — что до тех пор, пока будет существовать деление человечества на классы, т.е. до окончательной победы Пролетарской революции, и наш суд будет классовым судом, но только судом класса трудящихся, т.е. громадного большинства населения. Он также будет средством принуждения меньшинства подчиняться классовой справедливости громадного большинства». При обосновании своих представлений о «пролетарском праве» П. И. Стучка, отвергая обвинения в юридическом анархизме и нигилизме, в частности, писал: «Нет, мы не анархисты, а напротив, придаем большое, может быть подчас чрезмерное значение законам, но только законам нового строя». При этом автор признавал, что использует понятие «право» в совершенно другом смысле, чем это было принято до большевистских представлений о «пролетарском праве». «Понимая право в буржуазном смысле, — писал он, — мы о пролетарском праве и говорить не можем, ибо цель самой социалистической революции заключается в упразднении права, в замене его новым социалистическим порядком». Выдвижение П. И. Стучкой и другими марксистскими авторами концепции «пролетарского права» по существу означало отход от положения К.Маркса, а затем и В. И. Ленина о буржуазном «равном праве» после пролетарской революции и отказ от тех представлений о праве (право как равный масштаб, как формальное равенство и т.д.), с позиций которых только и можно в рамках коммунистической доктрины отвергать право как таковое и прогнозировать его преодоление в глобальном масштабе. Сравнивая «пролетарское право» с правом в его традиционном смысле, П. И. Стучка писал: «Для буржуазного правоведа слово “право” неразрывно связано с понятием государства, как органа охраны, орудия принуждения господствующего класса. С падением, или, правильнее, отмиранием государства, естественно падает, отмирает и право в буржуазном смысле. О пролетарском же праве мы можем говорить лишь как о праве переходного времени, периода диктатуры пролетариата или уже о праве социалистического общества в совершенно новом смысле этого слова, ибо с устранением государства как органа угнетения в руках того или иного класса взаимоотношения людей, социальный порядок будут регулироваться не принуждением, а сознательной доброй волей трудящихся, т.е. всего нового общества». Таким образом, у П. И. Стучки речь идет о двух различных видах «пролетарского права»: 1) пролетарское право переходного времени (в данном случае — периода диктатуры пролетариата) и 2) пролетарское право как «право социалистического общества в совершенно новом смысле этого слова» («право» без государства и принуждения). 734