Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 701-750

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ Основные работы: «Борьба с беззаконием в деревне» (М., 1926); «Какие льготы дает новый сельскохозяйственный налог (на 1929–1930 гг.)»; «Законодательство о колхозах. Узаконения и распоряжения» (М.,1930). М. П. Столяров придавал решающее значение проблемам укрепления законности на селе, обусловленным широко распространенной практикой нарушений законов советского государства как сельскими жителями, так и местными органами власти. Он отмечал, что советская власть принимает много законов, которыми определяет, как нужно действовать крестьянам и иным лицам в той или иной ситуации. При этом государство не только принимает законы, но и требует их неукоснительного исполнения как от должностных лиц, так и от граждан. Это требование называется революционной законностью. Поскольку нарушения прав крестьян являются достаточно распространенным явлением, то советская власть предусматривает действенные формы борьбы потерпевших за свои права. Так, крестьяне по поводу нарушения их прав могут обращаться в органы Наркоматов земледелия, финансов, юстиции. Особое значение в деле укрепления законности, защите прав граждан имеют органы прокуратуры. Чтобы покончить с правонарушениями прав крестьян, допускаемыми местными Советами, М. П. Столяров рекомендует крестьянам сообщать вышестоящим органам власти о всех известных им правонарушениях. Он уверен в том, что крестьянство должно само стать на защиту своих законных прав, активно воспользоваться теми правовыми средствами, которые для этого дает советская власть. В. М. Сырых СТОПАНИ Александр Митрофанович (21 ноября 1871 — 1932), — советский партийный и государственный деятель, исследователь проблем правовой науки. Родился в Иркутской губернии. В 1896 г. окончил Демидовский лицей в Ярославле. С 1893 г. — принимал активное участие в революционном движении, принимал участие в организации и проведении II съезда РСДРП (1903). В 1903–1904 гг. участвовал в создании Северного комитета, Бакинского комитета РСДРП. В 1905–1907 гг. — секретарь Костромского комитета РСДРП. С 1908 г. работал в Баку в Союзе нефтепромышленных рабочих. Неоднократно подвергался репрессиям, арестам. После Октябрьской революции — комиссар труда и промышленности в Терском народном совете, затем член коллегии Наркомтруда в Москве. С 1919 г. работал в Высшей военной инспекции, был членом Пермского губисполкома. С 1922 г. работал в Наркомтруде и был членом Верховного суда РСФСР; в 1924–1929 гг. — прокурор РСФСР по трудовым делам. С 1930 г. — заместитель председателя Всесоюзного общества старых большевиков. А. М. Стопани уделял значительное внимание подготовке и опубликованию работ по истории рабочего движения, положению рабочего класса и советскому трудовому праву. Основные работы: «Несчастные случаи с рабочими в нефтяной промышленности (1907–1910)» (Баку, 1912, 1913, 1925); «Работа конфликтных органов НКТ в центре и на местах» (М., 1922); «Бакинский нефтепромышленный рабочий, его заработная плата и рабочий день» (Л.–М., 1924); «Год работы прокурором по трудовым делам при Верховном суде» (М., 1925); «Очерки новой деревни и партработы в ней» (М.–Л., 1926); «Пути укрепления трудовой дисциплины» (М., 1929). Особый интерес представляют работы А. М. Стопани, посвященные вопросам укрепления трудовой дисциплины в условиях советского государства. Оказывается, что пролетариат, взявший власть в свои руки, не оказывал большого усердия и прилежания в трудовых делах. А. М. Стопани приводит статистические данные, свидетельствующие о том, что при советской власти трудовая дисциплина не только не поднялась, но и оказалась на более низком уровне по сравнению с дореволюционным периодом. Особенно повысилось число прогулов. Если в 1913 г. на одного рабочего приходилось 9,8 дней, пропущенных по разным причинам, то в 1927 г. эта цифра возросла до 26 дней. А. М. Стопани называет три основные причины низкой дисциплины труда в условиях советского государства. Во-первых, приход на производство 1,5 млн. новых рабочих, в основном из крестьян, которые еще не привыкли к строгой производственной дисциплине на предприятиях, фабриках и заводах. Во-вторых, недостаточно твердая карательная политика органов труда и судов при разрешении конфликтов, возникающих на почве нарушения правил внутреннего трудового распорядка. В-третьих, полагал он, на ряде предприятий «хромает» руководство со стороны администрации предприятий. Наблюдается расхлябанность в деле организационно-технической работы предприятий, администрация предприятий не использу- С 731