Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
М (476–532) М торговцем-посредником между городом и производителями сельскохозяйственной продукции. Бай считался настолько полновластным хозяином своих батраков, что присваивал себе право применять физические наказания, вплоть до убийства батрака. С учетом этих особенностей феодально-байских отношений законы советского государства, рассчитанные на всю страну, в Казахстане по преимуществу не действовали, а для их оживления необходимо было принимать специальные акты, способные достаточно полно отразить специфику регулируемых отношений и предусмотреть действенные меры по их переводу на уровень социалистических отношений. Одновременно требовался низовой аппарат, способный обеспечить реальное действие советских законов, воплотить их в систему конкретных отношений. Однако, как показал В. В. Мокеев, такого аппарата не имелось не только в Казахстане, но и в России. Ни низовые звенья советской власти, ни прокуратура, ни органы милиции не были способны к решению подобной задачи. В работах В. В. Мокеева приводится немало примеров того, как низовая советская власть на местах в виде сельских советов и волостных исполнительных комитетов (ВИКов) была неспособна в полной мере и надлежащим образом выполнять свои функции. По мнению автора, должностные лица не только не обладали необходимыми навыками управления, но и вследствие отсутствия у них необходимых законодательных актов неотчетливо знали свои права и обязанности, плохо представляли свои задачи в области хозяйственного строительства, охраны законности и пр. Незнание права обнаруживалось даже по основным вопросам их деятельности — аренды земли, регистрации договоров, принятия общеобязательных постановлений. «Мы положительно убедились, — отмечал В. В. Мокеев, — что ВИК, например, не знает, как советский закон борется с кабальными сделками, с эксплуатацией, не знает Земельного кодекса, не знает, как обжаловать решение нарсуда или его приговор; не знает положение о прокуратуре, недостаточно отчетливо представляет себе даже положение о ВИКах и проч. Мы не говорим уже о сельских советах». Правовая безграмотность должностных лиц низовых органов советской власти объясняется простой причиной — отсутствием денежных средств на покупку нормативных правовых актов. ВИКи имели только тома «Собрания Законов Союза», присылаемые им бесплатно, тогда как текстов законов РСФСР, иных нормативных актов Республики не имели и не знали их. Должностные лица низовых органов советской власти, не имея достаточных сведений о своих правах и обязанностях, действовали в известной мере робко и неуверенно, принимали неправомерные постановления во многих областях практической деятельности и, самое главное, не исполняли надлежащим образом свои функции, проявляя канцелярский стиль и волокиту. Характерно, что сельскими советами, равно как и ВИКами, весьма редко возбуждались в суде дела о кабальных сделках или о нарушении закона об аренде земли, наемного труда в деревне. Полная неразбериха имелась и в деле регистрации договоров. С одной стороны, ВИКи регистрировали такие акты, которые такой процедуре не подлежали, в то же время нужные и важные договоры не регистрировались. Так, регистрация договоров аренды производилась только по инициативе вступающих в них лиц, регистрировались далеко не все трудовые договоры. Примерно половина батраков работала без заключения таких договоров. ВИКи были неспособны защитить леса от массового варварского истребления, допускали волокиту по делам о самовольных порубках леса, назначали незначительные штрафы, произвольно оценивали причиненный ущерб, не добивались реального исполнения вынесенных по таким делам решений. Совершенно не была развита практика издания ВИКами обязательных постановлений в пределах своей компетенции, хотя потребность в них весьма велика. Как отмечал В. В. Мокеев, «мы были поражены наличием антисанитарной обстановки, груды навоза, мусора, ужасающей грязи в селах, которые посещали. В этих условиях имелись все предпосылки для развития всякого рода инфекций, между тем никаких постановлений по этому поводу Лысогорский ВИК не принимал». Столь же неэффективно работала и прокуратура. Большая часть нарушений законности на селе оставалась ею не выявленной. Основную причину В. В. Мокеев видел в малых штатах данного органа. Участковый помощник прокурора имел возможность посетить каждую волость не чаще одного раза в году, и, конечно же, все назревшие вопросы законности за один приезд он решить не мог. «Надо признать, — приходит к выводу автор, — что годичные наезды прокурора в деревню, как бы они серьезно обставлены в самой деревне ни были, есть плохая система работы, крайне недостаточная, по сути дела 520