Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 401-450

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ признанием демократической свободы прикрывается экономическая несвобода и фактическое неравенство трудящихся, эксплуатируемых имущими классами. В то же время В. И. Ленин признавал, что буржуазная демократия имеет огромное значения в деле сплочения рабочего класса, осознания им себя в качестве грозной политической силы, способной заменить республиканскую буржуазную государственную машину более демократической машиной в виде диктатуры пролетариата. Пролетарский демократизм стоит несоизмеримо выше буржуазной демократии, потому что опирается на более широкую социальную базу, привлекает к действию государственной власти всех трудящихся, осуществляет меры в их интересах, тогда как буржуазное государство такой социальной базы не имеет. При этом демократия пролетариату необходима как для свершения социалистической революции, так и для удержания своей победы и достижения конечной цели — построения коммунистического общества. Основные положения по вопросам демократии В. И. Лениным изложены в работах «Три конституции или три порядка государственного устройства», «Государственная дума и социал-демократическая тактика», «О пролетарской милиции», «Государство и революция», «О конституционных иллюзиях», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», «Ценные признания Питирима Сорокина», «Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г.», «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Пролетарское государство, ориентированное на успешное выполнение поставленных перед ним ближайших и конечных целей по созданию основ социалистического общества и последовательному движению к построению коммунизма, призвано выполнять обусловленные этими целями функции. В общем виде В. И. Ленин выделял две внутренние функции пролетарского государства — подавления сопротивления свергнутых имущих классов и организации населения в процесс построения социалистического общества. «Пролетариату, — отмечал он, — необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства». В свою очередь вторая функция включает в себя две подфункции — «строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и потребления» и культурно-воспитательную, преследующую цели коренного повышения образованности общества и в первую очередь ликвидации безграмотности населения. Учет и контроль, отмечал В. И. Ленин, — «вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковыми являются вооруженные рабочие». Цели контроля и учета сводятся к тому, чтобы все граждане работали поровну и получали за свою работу поровну, а практическая возможность и плодотворность такого учета убедительно доказана капитализмом, упростившим учет до элементарных, доступных всякому грамотному человеку операций. Однако, уже находясь на посту Председателя СНК РСФСР, В. И. Ленин убедился в том, что такой учет в масштабах государства необычайно сложен и неимоверно трудно его организовать в условиях малограмотной и забитой России. Практически действенного учета меры труда и потребления советскому государству не удалось создать на протяжении всей его истории, нет такого учета и контроля в условиях современного российского государства, что является одной и основных причин нахождения значительной части россиян за чертой или у черты бедности. Таким образом, историческая необходимость контроля и учета меры труда и потребления свидетельствует о правоте взглядов В. И. Ленина по этому вопросу, тогда как неспособность государства организовать такой контроль и учет лежит скорее в сфере субъективного, нежели объективного факта. Советскому государству не удалось выполнить основное условие такого контроля, — сделать его всеобщим, тогда как современное российское государство не заинтересовано в таком контроле и не желает его. Более успешной была деятельность советского государства по реализации культурно-воспитательной функции, в чем состоит несомненная теоретическая и практическая заслуга В. И. Ленина, направившего значительную часть весьма скудного государственного бюджета на образование, принимавшего действенные меры по ликвидации в стране неграмотности, созданию необходимых материальных и кадровых условий для того, чтобы каждый житель России мог получить как минимум бесплатное начальное общее образование. Л 447