Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 401-450

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
К (306–425) К винительные речи по наиболее крупным политическим процессам» (М., 1937); «Советское правосудие (Суд и прокуратура в СССР)» (М., 1937). Н. В. Крыленко был стойким и последовательным сторонником сталинского террора и беззакония, развязанного в 30-х годах, более того, он является идеологом этих мер. Значительно раньше И. В. Сталина Н. В. Крыленко поставил вопрос о необходимости усиления борьбы не только с классовыми врагами, но и всеми иными лицами, кто своими вредоносными действиями мешает советскому государству строить социализм. В 1928 г. Н. В. Крыленко разработал проект Уголовного кодекса, которым предусматривались все те меры, которые в 30-х были положены в основу сталинского террора и беззакония, породившего массу грубейших нарушений прав и свобод советских граждан. В основу уголовного законодательства советского государства Н. В. Крыленко счел необходимым положить следующие принципы, по его мнению, «более отвечающие практическим потребностям социалистического строительства и основным предпосылкам пролетарского революционного миросозерцания»: 1) самозащита пролетарского государства от опасных от него элементов; 2) понимание преступления как «результата социального неустройства классового общества, в котором неизбежны определенные категории социальных явлений»; 3) применение мер социальной защиты к лицам, признаваемым государством социально опасными, независимо от деяний и наличия в них вины; 4) полная свобода в определении государством деяний, признаваемых государством преступными и влекущими применение суровых мер социальной защиты; 5) широкое судейское усмотрение как в квалификации деяний, признаваемых социально опасными, так и в применении мер социальной защиты; 6) физическое уничтожение (расстрел) «наиболее опасных классовых врагов и систематических дезорганизаторов трудового общества»; 7) решение суда об изоляции от общества, как правило, не должно иметь определенного срока и действовать до полного исправления осужденного; 8) меры общественно-воспитательного характера могут применяться в отношении правонарушителей, не обнаруживших «ни особой опасности, ни особой заслуги». «Новаторство» Н. В. Крыленко и его явный немарксизм состояли в том, что он необычайно широко трактовал понятие оснований уголовной ответственности или, как говорили в то вре- мя, — применение мер социальной защиты. Он предлагал считать таковыми не социально опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством, не вредоносное для общества деяние, а социальную опасность лица. Советское государство, полагал он, не может и не должно ждать, когда личность совершит общественно-опасное деяние, как этого требует действующий УК РСФСР. Н. В. Крыленко был уверен в том, что социальная опасность лица может проявляться и в формально-правомерном поведении. Личность может быть опасной своими настроениями, оценками советского государства, своими действиями: может входить в группировки, которые не ориентированы на поддержку советской власти, формулировать и распространять чуждые этой власти взгляды и настроения, например, вести разгульный образ жизни, а то и вовсе ориентироваться на совершение преступлений. Поэтому у государства имеется полное право признавать таких лиц общественно-опасными лицами и изымать их из общества в целях уголовной профилактики до совершения какого-либо общественно-опасного деяния. Н. В. Крыленко признавал необходимым предоставить государству полную свободу в определении деяний, признаваемых им социально опасными и потому преступными. Он не считал нужным даже закреплять в УК РСФСР исчерпывающий перечень составов деяний, совершение которых влечет за собой применение мер социальной защиты. Государству достаточно назвать лишь «по возможности наиболее исчерпывающий перечень преступлений, входящих в соответствующий раздел — Кодекса. И что признает государство таковым, будет и считаться основанием для признания соответствующего лица социально-опасным». С учетом изложенных обстоятельств Н. В. Крыленко предлагал Особенную часть УК РСФСР подразделить на три раздела; «Социально-вредные действия», «Социально-опасные действия», «Наиболее опасные действия». Каждый раздел, в свою очередь должен состоять из двух статей — в одной из них должен «содержаться по возможности исчерпывающий перечень преступлений данной категории, а в другой — «перечень соответствующих мер воздействия, которые суды могут варьировать по своему усмотрению». К наиболее опасным преступлениям Н. В. Крыленко предлагал относить все контрреволюционные преступления, а также воинские и особо опасные преступления против порядка управления, по которым ныне дей- 406