Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 401-450

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
К (306–425) К ния деятельности учреждений культуры и реализацию принятых государственных, планов; 3) активное участие населения в деятельности массовых учреждений культуры; 3) ликвидация в стране неграмотности. Н. К. Крупская принимала активное участие в организации стройной системы учреждений культуры советского государства: изб-читален, народных домов, рабочих клубов, рабочих университетов, школ рабочей молодежи, библиотек. Считала необходимым создание очагов культуры в каждом самом отдаленном населенном пункте, с тем чтобы все население страны имело реальную возможность приобщаться к достижениям культуры, формировать социалистическое мировоззрение и коммунистическую мораль. Действующие учреждения культуры, как полагала Н. К. Крупская, призваны обеспечить массовое развертывание самодеятельности трудящихся, организацию нового быта, основанного на равноправии женщин и мужчин, ликвидацию неграмотности в стране, идейное и политическое воспитание народных масс. Особое внимание Н. К. Крупская уделяла ликвидации неграмотности населения, рассматривала эту сторону деятельности государства одним из важнейших начальных шагов на пути строительства социализма, способствующих успешному решению других задач в ходе этого строительства. «Нам нужны знания, — говорила она, — для усиления нашего влияния на трудящихся других стран, нужны знания, чтобы сделать страну еще во сто крат более богатой, организованной, мощной, чтобы сделать наши достижения для всех еще более убедительными». Она принимала самое непосредственное участие в организации и проведении в стране всеобуча, в развертывании курсов ликвидации безграмотности, считала целесообразным, чтобы каждый грамотный обучил хотя бы одного неграмотного. Одновременно Н. К. Крупская придавала решающее значение самообразованию, каждый должен привить у себя устойчивую привычку читать прессу, художественную литературу, работы на политические темы, изучать основы марксизма-ленинизма. В целях самообразования она находила необходимым издание государством серии популярных изданий по актуальным вопросам политики партии и государства, теории марксизма, работ К.Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, обязательное комплектование публичных библиотек газетами, журналами, учебниками и брошюрами. В числе важнейших теоретических положений в сфере организации и функционирования народного образования Н. К. Крупская выдвинула и обосновала ряд принципиально важных положений, которые затем были воплощены в практической деятельности социалистического строительства. Во-первых, она считала необходимым ввести в стране всеобщее и бесплатное начальное (четырехклассное) обучение детей, возложив на местные советы заботу об организации школ, их ассигновании, а также обязанность по обеспечению детей из беднейший части населения одеждой и учебниками. Во-вторых, Н. К. Крупская признавала необходимым создать надлежащие материальные и организационные условия для работы учителей, установить им надлежащую заработную плату, предоставив ряд льгот и обеспечив необходимые условия для повышения квалификации. В-третьих, по мнению Н. К. Крупской, в основе общего и профессионального обучения должны лежать общественные дисциплины, ориентированные на глубокое изучение обучающимися истории России и других стран, а также основ марксизма и задач построения социалистического общества. Особое значение она придавала воспитанию принципа коллективизма, товарищескому отношению друг к другу, взаимной помощи, стремлению трудиться на благо всего общества, соблюдать советские законы и правила социалистического общежития. Однако не все, предложенное Н. К. Крупской, оказалось действенным на практике. В частности, проведение практических занятий коллективом обучающихся, в ходе которых несколько обучающихся делали задание, а остальные были лишь простыми наблюдателями, привело к тому, что большая часть выпускников школ и иных учебных заведений навыков практической деятельности не имела. Поэтому пришлось вернуться к традиционным способам проведения практических занятий каждым обучающимся самостоятельно и независимо от других. Для правоведения значительный интерес представляют более 100 брошюр и статей Н. К. Крупской, посвященных жизни и научной деятельности В. И. Ленина, ведущей темой которых были проблемы развития буржуазного общества, классовой борьбы, пролетарской революции, диктатуры пролетариата и построения социалистического общества. Характеризуя многогранное ленинское учение, ленинизм как творческое продолжение и развитие марксизма в новых исторических условиях, она подчеркивала то большое значение, которое В. И. Ленин придавал изучению работ классиков марксизма, пытаясь понять суть их подхода к исследуемым 404