Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 351-400

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ Е. К. Краснушкин принимал активное участие в работе Московского кабинета по изучению личности преступника и преступности, силами которого проводились криминологические исследования. В марте–апреле 1926 г. под руководством Е. К. Краснушкина было проведено широкое социологическое и социально-психологическое исследование личности хулиганов, в котором было опрошено около 300 человек, осужденных за хулиганство. Опрос проводился в форме обстоятельного интервью, в ходе которого выяснялись «не только социальный состав, обстоятельства правонарушения и т.д., но и личность испытуемого, со всеми ее психо-физическими свойствами, культурный уровень и т.д. Показания испытуемых проверялись объективными данными из «дел» заключенных, приговоров и т.д.». В выпущенном по материалам этого исследования сборнике Е. П. Краснушкиным была опубликована статья «К психологии хулиганства», где автор выделяет и анализирует две разновидности этого вида правонарушения — случайное хулиганство и злостное хулиганство. Психологическую природу случайного хулиганства он связывает с присущей человеку «склонностью к игре», в основе которой «стремление организма разряжать избыточную энергию». Социальная основа данного явления, говорил автор, — это «еще не изжитой в Советской республике, темный быт царской Руси, в особенности ее деревни». Если у обычных хулиганов примитивные реакции агрессивности носят случайный характер и во многом обусловлены состоянием опьянения, то у злостных хулиганов, подчеркивал автор, агрессивность составляет «сущность их природы». Как показывает статистика, писал Е. К. Краснушкин, они нередко являются рецидивистами не только в хулиганстве, но и в других видах преступлений. «Они являются настоящим ферментом хулиганства, заражая своим поведением неразвитую часть нашей молодежи». Случайное хулиганство, выросшее на почве экономического неблагополучия страны, по мнению автора, будет уходить в прошлое по мере экономического развития. «Злостных же хулиганов.., считает он, — надо исключить из общества, изъять из быта, ибо они его отравляют», поместив их в «пенитенциарные учреждения со строгим режимом». По материалам проведенного в 1929 г. Московским кабинетом по изучению личности преступника и преступности с участием Е. К. Краснушкина исследования нищенства был также выпущен специальный сборник со статьей данного автора «К психологии нищенства». Отмечая вскользь широко известные социально-экономические причины нищенства на Руси, автор подробно остановился на взаимосвязи идеологии нищенства с народным менталитетом. Эта идеология, выраженная в народных пословицах типа «гол да наг, перед Богом прав», «силен смирением, богат нищетой» и т.д., обусловлена, по мнению автора, особенностями православной конфессии. «Своими заповедями об отказе от всего земного, об отказе от забот о своем теле, о материальных благах, о завтрашнем дне православная религия, — считал Е. К. Краснушкин, — объявляла нищенство подвигом праведности, святости, «божьим испытанием», приводящим к спасению души». В числе негативных социальных последствий подобных представлений автор отмечает и то обстоятельство, что «религиозное обоснование нищенства и подаяния как бы снимало с людей обеспеченных классов общественную ответственность за нищенство как социальное бедствие, обусловленное эксплуататорским строем государства, а с другой стороны, поддерживало, укрепляло его как бытовое явление, утверждая его право на жизнь подаянием, на паразитическое, нетрудовое существование…». В данной работе ученый проанализировал быт, психологию и социальные формы нищенства дореволюционной России. Но при этом он отмечал и появление «нового нищенства» в советской России, обусловленное «невозможностью социально обеспечить всех нуждающихся, стариков, калек и убогих, в особенности крестьян, и решительно справиться с безработицей и послевоенной детской беспризорностью». К числу факторов, способствующих сохранению и даже развитию нищенства в новых условиях, он относил «слабость социально-трудового положения» отдельных категорий населения и «биологическую слабость людей, препятствующую активному приспособлению к жизни». Нищета как коренная причина нищенства, подчеркивал он, «пробивает себе дорогу в человеческом обществе в первую голову по путям биологической слабости этих групп людей, превращая их в нищих, и, наконец, поражает и физически и психически неповрежденных, биологически зрелых людей. Такова кратная формула биосоциальной сущности нищенства». В. В. Лапаева К КРАСТИН Иван Андреевич — автор работ по проблемам укрепления законности в деревне, в соз- 397