Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 351-400

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
К (306–425) К телей бывших имущих классов. Он не закрывал перед ними навсегда двери своей организации, но связывал возможность их принятия в комсомол лишь после предварительной обработки идеологически и производственно. В-третьих, А. В. Косарев был уверен в том, что от родимых пятен капитализма не свободны представители пролетарской молодежи, да и сами комсомольские вожаки. В каждом из нас, говорил он, если поскрести, можно увидеть старые буржуазные традиции, привычки, навыки, остатки буржуазной идеологии. Но молодежь имеет одно положительное свойство — пережитки прошлого в ней засели не так крепко, не так прочно и сбросить ей гнилые традиции, буржуазные навыки, буржуазные взгляды не столь уж трудно, но для этого комсомолу следует вести действенную, постоянную и многообразную работу по коммунистическому воспитанию молодежи. Несомненная заслуга А. В. Косарева состоит в том, что он не только правильно сформулировал необходимость ведения коммунистического воспитания молодежи, но и разработал конкретные методы и формы ведения комсомолом этой деятельности, основанные на органичном сочетании изучения теории марксизма и практической деятельности. Задачи боевого классового воспитания молодежи А. В. Косарев видел в том, чтобы: 1) вытравить корни капитализма не только в экономике, но вместе с тем и в идеологии; 2) дать ясное представление молодежи о конечных целях деятельности; 3) раскрыть последствия, которые могут наступить, если пролетариату не удастся построить социалистическое общество. Одновременно он признавал, что поставленных таким образом задач коммунистического воспитания через книгу решить невозможно. Таким путем можно воспитать только начетчика. Необходимо участие молодежи в классовой борьбе, а также в борьбе с так называемыми аполитичными тенденциями, наблюдающимися в нашей стране. Борьба с ограничением воспитания узкими рамками производственной работы, с подменой политической работы голым культурничеством, с делячеством, с мещанством, индивидуализмом, национальной ограниченностью, обывательщиной — все это, полагал А. В. Косарев, представляет собой непременные условия коммунистического перевоспитания молодежных масс. По мнению А. В. Косарева, молодежи в целях выработки коммунистического воззрения прежде всего надо изучать теорию марксизма, усво- ение которой возможно только по первоисточникам, посредством изучения соответствующих работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. По популярным брошюрам марксизм усвоить невозможно. Второе условие успешного овладения марксизмом он видел в умении связать теоретические положения классиков с конкретными задачами социалистического строительства, с жизнью. Поэтому обучение марксизму невозможно в отрыве от знания истории собственного народа и истории рабочего движения, в том числе истории партии. «Нашу молодежь, — подчеркивал А. В. Косарев, — необходимо закалить, вооружить знанием прошлой жизни рабочего и крестьянина, знанием истории партии, знанием марксизма… Воспитывать в ней принципиальную большевистскую идейность — это значит воспитывать у нее прямую убежденность в правоте дела партии. Это значит научить молодежь руководствоваться большевистским принципом во всем своем поведении». А. В. Косарев считал необходимым издание объемного труда по истории комсомола. При этом предлагая увязывать историю современности с актуальными проблемами коммунистического воспитания молодежи. А. В. Косарев настаивал на том, чтобы каждый комсомолец имел как минимум среднее образование, поскольку социализм неграмотным и полуграмотным строить нельзя. Для осознанного отношения к мерам партии и государства, направленным на строительство социалистического общества, необходимо творчески усвоить марксистско-ленинскую теорию. Он осуждал ту часть комсомольской молодежи, которая кичилась своей неграмотностью как лучшим подтверждением своего пролетарского происхождения. А. В. Косарев понимал, что сложные задачи коммунистического воспитания молодежи удастся успешно решить не «самотеком», как говорили в тот период, а потребует большой организационной работы, выполняемой лицами, обладающими не только склонностью к этой работе, но и необходимыми профессиональными качествами. Быть организатором и воспитателем молодежи, считал А. В. Косарев, — значит, больше знать, лучше работать, быть чутким человеком, внимательно прислушиваться к нуждам и запросам молодежи. Администрирование, бумажно-директивный стиль работы признавал «близнецами, существование которых одинаково вредно влияет на нашу общую работу». Руководство и воспитание, осуществляемые комсомолом, имеют дело с живым конкретным 386