Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 351-400

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ правда и справедливость. «Человек рожден для счастья, как птица для полета» — это не прекраснодушная фраза писателя. Есть и продолжение этой мысли: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» («Парадокс»). За счастье, за свободу и справедливость, за братство и мир на земле надо бороться («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме — сыне Иегуды», «Река играет», «Без языка»). Произведения Короленко принадлежат к числу бессмертных произведений русской и мировой литературы. Однако его значение не исчерпывается ценностью писательского творчества. Нравственное кредо писателя Короленко — это активность, вопреки «толстовщине», боевое и бесстрашное сопротивление злу и несправедливости, в каких бы формах они ни проявлялись. Логика совести Короленко заключалась в соединении в одном лице писателя, публициста и общественного деятеля, правозащитника. Он считал своим долгом напоминать и бороться с попиранием достоинства и прав человека, с тем, чтобы оно не превратилось в будничное, обыденное явление, перестающее «шевелить общественное сознание и совесть». Десять лет жизни Короленко в Нижнем Новгороде — это период создания семьи, его кипучего писательского труда, активного сотрудничества в газетах и журналах, многогранной общественной деятельности. В. Г. Короленко ведет газетную кампанию по разоблачению махинаций чиновников в дворянском банке, в 1891–1892 гг., в неурожайные годы, когда начал свирепствовать голод, разоблачает злоупотребления земских начальников, организует помощь голодающим крестьянам, открывает общественные столовые, отстаивает права земства («В голодный год»). В 1895–1896 гг. Короленко принимает непосредственное участие в судебных процессах по уголовному делу удмуртов-крестьян из села Старый Мултан, обвиненных в человеческом ритуальном жертвоприношении. Фабула дела была такова. 5 мая 1892 г. крестьянская девочка на лесной тропе обнаружила труп нищего Матюхина. За время с 5 по 10 мая в одежде трупа трижды происходили изменения. Кем-то была высказана мысль, что русского нищего якобы «замолили» удмурты из близлежащего села Старый Мултан, т.е. принесли его в жертву своим языческим богам. Этой версии с самого начала и до конца придерживались дознаватели, следователи и прокурор, вопреки объективным данным, свидетельствовавшим о том, что кто-то умышленно манипулировал с телом убитого так, чтобы представить его как объект жертвоприношения. Первый судебный процесс с участием присяжных заседателей состоялся в декабре 1894 г. в уездном городе Малмыже. Семь подсудимых из десяти были признаны виновными в убийстве Матюхина с целью жертвоприношения и приговорены к каторге и ссылке в Сибирь. Защитник М. И. Дрягин пишет кассационную жалобу в Сенат, обосновывая ее многочисленными примерами незаконных действий полицейских чинов и суда. Сенат отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение в другом составе суда в г. Елабуге. Присутствовавшие на процессе журналисты О. М. Жирнов и А. Н. Баранов, потрясенные и возмущенные явной тенденциозностью процесса, пишут о нем в газете и обращаются к В. Г. Короленко, способного, по их мнению, возбудить внимание общественности к мултанскому делу. Изучив печатные материалы, Короленко едет в Елабугу. Ему было отказано судом выступить на процессе. Тогда Короленко как репортер «Русских ведомостей» организовал подробную запись заседаний суда, которая была вскоре опубликована в виде книги «Дело мултанских вотяков, обвинявшихся в принесении человеческой жертвы языческим богам». На заседаниях вновь открылись беззакония, нарушения принципов уголовного судопроизводства, фактическое отсутствие доказательств в виновности подсудимых. Однако присяжные признали подсудимых виновными, и они были подвергнуты каторжным работам, а самый старший по возрасту — к ссылке в Сибирь. Защитник М. И. Дрягин снова подает кассационную жалобу в Сенат. Материалы о судебном процессе благодаря стараниям Короленко появились в печати, он пишет статьи, выступает с докладом, в которых разоблачает полицейский и судебный произвол. В обществе развернулась дискуссия этнографов, медиков, богословов по различным аспектам мултанского дела. В. Г. Короленко вступает в переписку с участниками дискуссии, он выезжает в Петербург, встречается с обер-прокурором А. Ф. Кони, сыгравшим позитивную роль в отмене приговора по данному делу, с известными юристами. Он обращается к присяжному поверенному Н. П. Карабчевскому с просьбой поддержать кассационную жалобу в Сенате. Н. П. Карабчевский дает согласие, при этом отказывается от гонорара. В декабре 1895 г. Сенат, рассмотрев кассационную жалобу, пришел выводу, что мултанское дело представляет явную судебную фальсифика- К 381