Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 351-400

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
К (306–425) К ваться к мнению производителей, а не диктовать им свои условия, уничтожая инициативу, ибо «коммунизм невозможно установить декретом. Он может быть создан только в процессе практического научения, возможно, через ошибки, но только с помощью творческих сил самого рабочего класса». В. И. Ленин в резолюции «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» резко осудил взгляды «Рабочей оппозиции» и постановил распустить группу. Значительным является вклад А. М. Коллонтай в развитие феминистского движения. Она ратовала за предоставление женщинам равных прав с мужчинами, в первую очередь в области экономических отношений. В своих работах (например, «Социальные основы женского вопроса», «Труд женщины в эволюции хозяйства» и др.) она показывала необходимость освобождения женщины от домашнего хозяйства, передачи государству функций воспитания детей, проведения преобразований в области семейных отношений. Решение этих задач позволит женщине раскрепоститься и получить равные права с мужчинами как в области производственных, так и в области семейных отношений. Рассматривая вопросы материнства и детства, А. М. Коллонтай отмечала, что женщина имеет две обязанности — рождение ребенка и его вскармливание материнским молоком. В период беременности женщина должна соблюдать разумный режим и помнить, что в этот момент она служит обществу, производя для него «новую трудовую частицу». Государство, со своей стороны, должно создать условия для беременной женщины, а в дальнейшем воспитывать ребенка, тем самым обеспечивая право женщин участвовать в производительных трудовых отношениях. В области отношений между мужчиной и женщиной А. М. Коллонтай (несмотря на то, что ее считали автором теории «стакана воды», неверно понимаемое содержание которой было заключено во фразе: «При коммунизме вступить в половую близость будет так же легко, как выпить стакан воды»), выступала за равноправный союз, товарищеские отношения, взаимное понимание и уважение, по ее мнению, «лишь в таком свободном и равноправном любовном союзе могут реализоваться все внутренние потенции человека, как душевно-духовные, так и психофизиологические». А. М. Коллонтай считала, что вопрос о сексуальном освобождении является одним из основных в революционном процессе. Т. В. Власова КОЛОКОЛКИН В. — автор работ по проблемам истории большевизма и построения социалистического общества в СССР. Основные работы: «История большевизма в социал-демократическом освещении (о том, как В. Ваганян наклеветал на Ленина)» (М.–Л., 1927); «Левый коммунизм» (М.–Л., 1927); «Социальные корни оппозиционного блока (об источниках социал-демократических уклонений от ленинизма)» (М., 1927); «Что такое термидор» (в соавт.) (М.–Л., 1928); «О теоретических ошибках тов. Н. И. Бухарина» (Самара, 1930). В. Колоколкиным исследованы история возникновения и суть политических взглядов левых коммунистов, как одного из оппортунистических течений в партии большевиков. По его мнению, группа левых коммунистов сложилась в партии в начале 1918 г., когда необычайно остро стал вопрос о том, будем ли мы вести революционную войну против германского империализма или же объективное положение революции требует принятия унизительного мира. Договор был унизительный, но ленинское крыло партии стояло за то, чтобы мир был подписан. «Левые коммунисты» были против подписания. «Левых коммунистов», считал В. Колоколкин, нельзя рассматривать как законченную систему взглядов. Такая оценка в значительной мере является преувеличением. На деле это был отход от верной большевистской линии, отход, который в чисто организационном отношении вылился во фракцию со своим центром, со своим печатным органом. При анализе «левых коммунистов» бросается в глаза не столько их стройность и законченность в смысле небольшевизма, сколько их методологическая беспомощность, ярче всего и легче всего выражавшаяся в попытках аргументировать в защиту ультра«революционной» тактики на основании общих рассуждений о том, что начинается этап мирной революции пролетариата. Этот переход с анализа конкретной исторической обстановки — можно ли вести войну, если есть шансы на успех или нет — на почву абстрактных рассуждений о грядущей революции, которая решит все, все спасет, был характерен для «левой оппозиции». В. Колоколкин полагал, что недостаточно было сказать, что победоносная международная революция против немецкой военщины, против империализма есть исторически реальная перспектива. Нужно было показать и доказать, что, осуществляя революционную войну против немецкой военщины, против империализма, мы не только не проиграем советской республики, 368