Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Б (79–135) Б ка Готской программы», П. А. Берлин отмечает только два пункта Программы: 1) освобождение труда должно быть делом самого рабочего класса, по отношению к которому все другие классы являются только рациональной массой; 2) о заработной плате при социализме. Создается впечатление, что этими пунктами и ограничивается содержание «Критики Готской программы». Между тем суть этой работы, с которой и по настоящее время не могут смириться современные «либералы и демократы», состоит в признании революционного периода, лежащего между капиталистическим и коммунистическим обществом, в котором не может быть иного государства, кроме революционной диктатуры пролетариата. К. Маркс иронизирует над оппортунистическими заявлениями авторов Готской программы, претендующими на то, чтобы «законными средствами» превратить Германию «в свободное народное государство». Этой буржуазно-демократической точке зрения К. Маркс противопоставляет точку зрения революционной диктатуры пролетариата. Именно в этом и состоит суть «Критики Готской программы», а не в отдельных замечаниях о реакционной массе обывателей и железном законе заработной платы. Анализ марксизма как учения П. А. Берлин подменяет описанием личности К. Маркса, черт его характера, отношения к окружающим, близким и создает в целом отрицательный образ. Прежде всего обращается внимание на то, что у К. Маркса последователей было много, но «вереницы восторженных поклонников и поклонниц никогда не было. Основную причину этого П. А. Берлин видит в том, что К. Маркс, по воспоминаниям одного немецкого автора, отличался оскорбительным высокомерием. Ни одного мнения, сколько-нибудь отличного от его собственного, он не удостаивал благосклонным отзывом. Ко всякому, кто ему противоречил, он относился с плохо скрываемым презрением. Аналогичное впечатление произвел К. Маркс и на П. Анненкова, который писал: «Передо мной стояла олицетворенная фигура демократического диктатора». Многих современников К. Маркса также раздражала его постоянное издевка над личностью Прудона, Бруно, Бауэра, Бакунина и других своих идеологических противников. Высокомерие К. Маркса к своим научным и политическим противникам, полагает П. А. Берлин, сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе марксистов. Они также пропагандировали свои идеи не путем смягчения необычности и новизны своего учения, не путем осторожного обращения со старыми учениками, а, наоборот, с помощью разного рода подчеркивания новизны, своеобразности, полной непримиримости с предшествующим ему научным наследием. Это подчеркивание сплошь и рядом заходило так далеко, что разрывало и те близкие родственные связи, которые бесспорно существовали с другими учениями. П. А. Берлин, однако, не в полной мере согласен с негативными оценками личности К. Маркса и предпринял попытку их дезавуировать либо как-то смягчить. Прежде всего, он возражает против утверждения современников об отсутствии у К. Маркса симпатий к простым людям. Общеизвестно, отмечал автор, что К. Маркс патологически ненавидел угнетателей, эксплуататоров. Но, подчеркивал П. А. Берлин, невозможно ненавидеть угнетателей, вести с ними ожесточенную борьбу, не имея сострадания к угнетенным. Ненависть к угнетателям есть соотносительное чувство сострадания к угнетенным. В душе К. Маркса ненависть к угнетателям играла пропорционально несравненно большую роль, чем у других великих социалистов, у которых, в противовес Марксу, элемент любви и сострадания перевешивал элемент гнева и борьбы. П. А. Берлин также напоминает читателям, что К. Маркс отдал без малого сорок лет тяжелой жизни политического изгнанника для выработки надежного оружия для борьбы с угнетателями. И на этот личный подвиг он был способен из чувства глубокого, хотя и лишенного всякой сентиментальности, сострадания к угнетенным. П. А. Берлин оправдывает и такие личностные черты К. Маркса, как гнев и ненависть. Он признает, что основоположнику марксизма эти черты были ближе стихии любви и сострадания, что стихия гнева и ненависти часто диктовала К. Марксу грубое, несправедливое отношение к людям, не заслуживающим этого. Но нужно учитывать и другое: именно эта стихия в психологическом единстве личности и учения К. Маркса обусловила его величайшую заслугу — научить рабочий класс осознать себя как могущественную политическую силу и определить пути завоевания им государственной власти. П. А. Берлин находит оправдание и негативного отношения К. Маркса к своим идеологическим и научным противникам. По его мнению, в случаях, когда К. Маркс сталкивался с крупным идейным противником, то он видел в нем замаскированного представителя интересов определенной общественной группы, враждебной по отношению к рабочему классу и его интересам. 92