Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 701-750

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий ческий опыт Греции и Древнего Рима. По мнению большинства исследователей, классической формой государственного правления в Греции была демократия, а в результате все завершилось всемирной монархией Александра Македонского. Аналогичный результат имел место и в истории Древнего мира. «Доблестные республиканцы Рима, — уверял он, — даже и не догадывались о грядущем появлении Цезаря и Августа». Поэтому, резюмирует философ, смысл исторического процесса нельзя определить только на основании наблюдения тенденций одной какой-либо эпохи. Человечество чаще всего не догадывается, к чему оно идет. Л. А. Тихомиров в своем последнем утверждении, как и во всей концепции в целом, был, конечно же, неправ. Путь, которым шло развитие цивилизованных государств Европы в конце ХIХ — начале ХХ в., был понят политико-правовыми и философскими теориями, ориентированными на реальное изучение политико-правовых, экономических и иных явлений и процессов. Падение монархических режимов в Европе и Азии, в том числе и России, было для них закономерным и ожидаемым результатом исторического развития. Более того, как показала история ХХ в., именно демократические республики играли заглавную роль во всех сферах общества, в развитии прав и свобод человека, обеспечении всех слоев общества достаточно высоким жизненным уровнем, доступности и общеобязательности образования. И только по большой наивности или, наоборот, склонности к политическому авантюризму можно в современных условиях рассматривать политико-правовую теорию Л. А. Тихомирова как действенную концепцию дальнейшего развития России. Сообразно политико-правовой концепции Л. А. Тихомиров подходил к оценке русской общины и ее разновидности — трудовой артели. В этих общественных образованиях он усматривал главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В противовес предложениям российских либералов всемерно создавать рабочие профессиональные объединения по образцу западноевропейских тред-юнионов, Л.А Тихомиров предлагал создавать рабочие общины по типу крестьянских общих. «Рабочие союзы, — отмечал он, — должны были бы явиться у нас не узкопрофессионально экономическим учреждением, но некоторой общиной, объединяющей фабрично-заводских рабочих во всех главных отраслях их нужд. Крестьянин, являясь в город из своей деревни, попадал как бы в ту же привычную ему общину, но только более развитую». Философ считал необходимым идти еще дальше и установить тесные экономические связи между рабочими и крестьянскими общинами. Последние должны стать для рабочих общин местом отдыха, а также содержать места для презрения го- родских вдов, сирот, рабочих, вышедших на заслуженный отдых. В. М. Сырых тКачев петр никитич (1844–1885) — журналист, идеолог радикального народничества. Родился в Псковской губернии. В 1861 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но за участие в студенческих беспорядках попал в крепость, где просидел несколько месяцев. В 1868 г. П. Н. Ткачев, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на ученую степень кандидата права. Впоследствии он еще неоднократно привлекался к ответственности по политическим делам. В 1873 г. вынужден был эмигрировать. Его мировоззрение формировалось под влиянием сочинений А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского, П. Прудона и др. Кумиром и духовным наставником его стал французский теоретик и практик заговора Огюст Бланки. Рано начал писать. Первая его статья — «О суде по преступлениям против законов печати» («Время». 1862. № 6). В 1862–1864 гг. опубликовал ряд статей по разным вопросам судебной реформы, о преступлениях и наказании, о бедности и благотворительности. Находясь за рубежом, продолжал заниматься журналистикой, относился к группе авторов крайнего левого крыла. Политические воззрения П. Н. Ткачева нашли выражение в брошюрах и статьях, опубликованных в журнале «Набат» в 1875–1880 гг.: «Тюрьма и ее принципы», «Роль мысли в истории», «Французское общество в конце XVIII в.», «Идеалист мещанства», «О пользе философии», «Кладези мудрости российских философов», «Единственный русский социолог», «Утилитарный принцип в нравственной философии», «Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России» и т. д. По своим социологическим воззрениям П. Н. Ткачев — последовательный «экономический материалист». Одним из первых он в своих статьях начал ссылаться на учение К. Маркса. Достижение социального идеала, изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить задачу сознательной общественной деятельности. Требования нравственности у него имели второстепенное значение по сравнению с реализацией идеи общего блага, которая должна быть руководящим началом поведения людей будущего. «Нравственные правила установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно для каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный, и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано…». При противоречии нравственных правил и социальной полезности, не колеблясь, следует отдавать предпочтение 715 т