Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
п (533–604) п ние структурных подразделений. Общее число воинов (увеличенное в три раза, по сравнению с имеющимся) он предлагал разделить на три части: одна из них ведет военные действия за рубежом(в случае необходимости); другая составляет личную охрану царя и столицы, предотвращая вражеские вторжения и возможные внутренние смуты: измена, заговор и т.п. Наконец, третья часть предназначалась для охраны границ и представлена отрядами «юнаков храбрых», вооруженных «огненной стрельбой» и «гораздо ученых». И. С. Пересветов настаивал на хорошем отношении к воину со стороны самого царя и высших военных властей. Царю следует понимать, что ему «без войска не мочно бытии», так как даже небесные силы «пламенного оружия не на един час из рук своих не испущают, а царю как же без воинства бытии? Воинниками царь силен и славен». Воин должен иметь почет и довольство. Его следует «чередить аки сокола, сердце ему веселить и не в чем на него кручины не напускати», а за усердную службу повышать в чинах, увеличивать размер жалованья и «к себе близко припущати и во всем … верити и жалоба их послушати во всем и любити аки детей своих и быти до них щедру». К воинской теме примыкает и другое серьезное реформаторское предложение И. С. Пересветова о ликвидации всех форм кабальной зависимости, и особенно самой тяжелой из них — холопства. Причем И. С. Пересветова интересует не только военное холопство, в которое обычно попадают обедневшие дворяне, дающие на себя запись богатым вотчинникам. Он возражал против подобной формы несвободы человека в принципе. Мыслитель осуждал порабощение людей как не совместимое с христианской моралью. Те, кто порабощают людей, лгут Богу и государю, утверждал И. С. Пересветов, ибо «Бог один для всех людей. И те, которые других записывают в работу вовеки», угождают дьяволу. Порабощенная страна сама по себе беззаконна, так как нарушает законы Божественные и человеческие, и в той стране «все зло сотворяется: татьба, разбой, и обиды, и всему царству оскудение великое». Но наибольшее зло кабальное состояние людей приносит военной службе, ибо порабощенные люди плохие бойцы, их положение бесчестно, поэтому они срама не боятся и чести себе в бою не добывают и в любое время могут перейти на сторону врага, если он пообещает им свободу. Поэтому идеальный правитель «Магмет — салтан» уничтожил в своем государстве все виды кабальной зависимости, он приказал принести все кабальные записи и велел их «огнем пожещи» и даровал всем людям свободу. Излагая эти проекты, мыслитель неоднократно подчеркивал, что его планы касаются всех людей в государстве, особо обращая внимание на тот вред, который приносит порабощение людей в ар546 мии, снижая ее боеспособность и нравственный потенциал. Большое внимание И. С. Пересветов уделял анализу беззакония и всяческих «неправд», якобы сыгравших немалую роль в поражении Византии. Критика «беззакония» и «неправды во всем» была одной из наиболее распространенных тем в политических произведениях середины XVI в. И. С. Пересветов употреблял термины беззаконие и неправда синонимично. В термин «правда» он традиционно вкладывал юридическое содержание и нравственную мотивацию. Справедливые государственные порядки означают, в понимании И. С. Пересветова, соблюдение законности властями и подданными. В свою очередь справедливые законы воспринимаются им как нравственно мотивированные правила поведения, установленные государством. Его знаменитая фраза о том, что «Бог любит не веру, а правду» означает, что Богу угодны праведные исполнители законов. Бездеятельная вера не любезна Богу («вера без дел мертва»). Византия, несмотря на блистательную организацию храмового богослужения, лишилась Божественного покровительства потому, что в этом государстве не было правды а, напротив, наблюдались «деяния беззаконные», «междоусобия» и разные злодеяния, в результате которых люди там «оскудеша и обнищаша». Вера и правда должны быть взаимосвязаны, поскольку «истинная вера — есть Христос», и вера в него есть вера в правду. Вера должна помогать всем людям исполнять правду, и там, где вера и правда пребывают, возможно рассчитывать на Божественное покровительство и помощь. Этими рассуждениями И. С. Пересветов аргументирует необходимость проведения в стране судебной реформы, в результате которой все властные органы будут реализовывать свою деятельность только на основании закона и правды и произвол станет невозможным как в судебной, так и внесудебной формах. И. С. Пересветов предложил впервые в отечественной правовой мысли осуществить отделение судебных функций от административных. Для этого необходимо изъять все судебные полномочия у местной администрации (независимо от принципа ее организации) и вручить их специальным судебным чиновникам, назначаемым центральной властью, направляемым во все города, с тем чтобы они осуществляли «прямое правосудие». Эти судьи получают жалование также из казны, не имея никакой зависимости от местных властей, причем жалование должно быть достаточным, для того чтобы судебный чиновник мог прожить на него «з году на год» и у него не возникало бы искушения «неправдою судити» за мзду. Для упорядочивания судопроизводства И. С. Пересветов предлагал ввести единую для всей страны