Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий всем удачно. Выданное ему царем поместье он не сумел сохранить за собой, поскольку все свое время посвящал государевой службе и «с коня не сседал». Соседи-бояре затеяли с ним земельную тяжбу, в результате которой он свое поместье «истерял», окончательно разорился и ко времени написания Челобитных был «наг, бос и пеш», хотя приехал в Россию не бедным человеком и был «о восьми конь». А. А. Зимин высказал предположение, что в опричные времена И. С. Пересветов был казнен. В биографии мыслителя сохраняется много неясностей, позволяющих ученым до настоящего времени выдвигать версии о том, что под именем легендарного героя Куликовской битвы скрывается группа лиц или даже сам царь Иван Грозный. Такое мнение возникло в связи тем, что предложенные мыслителем проекты государственно-правовых реформ затрагивали практически все главные направления в политическом строительстве государства и были почти полностью реализованы в ближайшее пятидесятилетие. Многие исследователи, как дореволюционные, так и современные, утверждали, что одному человеку не под силу такой обширный план политических преобразований. Однако подобная точка зрения не нашла подтверждения в глубоких исследованиях произведений И. С. Пересветова, произведенных в последние десятилетия. В качестве жанра для изложения содержания своих реформаторских планов И. С. Пересветов выбрал аллегорические приемы, выражавшиеся в сопоставлении исторических параллелей. Примером для критики существующей действительности он избрал Византию, некогда блистательное, православное царство, потерпевшее военное поражение от Османской империи в 1453 г. И. С. Пересветов усматривал причины падения Византии в существовавших в ней социально-политических порядках и «неправедном судопроизводстве». Ассоциации с русской действительностью были настолько очевидны, что читателю не составляло труда сопоставить их и понять, какие отечественные пороки и «нестроения» критикуются И. С. Пересветовым. Свою реформаторскую программу И. С. Пересветов изложил путем анализа политико-правовых порядков, приведших, по его мысли, Османскую империю к многочисленным победам. Как человек, посвятивший свою жизнь воинской службе, мыслитель во главу всех задуманных им преобразований ставил реформирование военного устройства, существовавшего в то время на Руси, но подходил к нему не сразу, поскольку считал необходимым произведение изменений в политических порядках страны. И. С. Пересветов понимал, что осуществление предлагаемых реформ во многом зависит от формы организации власти в государстве. Монархический принцип ее построения мыслителем не оспаривался, но он хотел бы видеть при верховном правителе не односословное боярское представительство, характерное для Боярской думы тех времен, а наличие в советном органе более широкого сословного спектра, отражающего основные категории населения в стране. У «положительного прототипа» его повествования, «турского салтана Магмета» в Верной думе заседали: паши (крупные военачальники), санчакбеи (воины рангом пониже), абызы и молны — духовенство и судьи-чиновники. Такой набор представителей разных сословных групп явно свидетельствует о расширении И. С. Пересветовым сословного состава, по сравнению с тем, который заседал в Боярской думе. Вполне возможно охарактеризовать его предложение как один из первых проектов сословно-представительной монархии в России (А. А. Зимин, Н. А. Казакова, Н. М. Золотухина). Этот сословно-представительный орган должен действенно участвовать совместно с главой государства в решении всех важнейших дел. Султан советуется с Верной думой при принятии решений по всем серьезным делам и считается с ее мнением («внимает» ее совету). Такой орган, по мысли И. С. Пересветова, будет иметь общегосударственный статус, повысит авторитет верховной власти и в то же время определенным образом ограничит ее компетенцию и деятельность мнением представителей основных сословий страны, что должно послужить препятствием принятия «самовольных» и «самоуправных» решений одним лицом в государстве, хотя и облеченным высшими властными полномочиями. Следующим шагом в проектах И. С. Пересветова предполагалось реформирование местных органов власти. Устаревшую систему наместничества, сохранившуюся еще со времени Киевского государства, он предлагал полностью ликвидировать («никому ни в котором городе наместничества не давать») и заменить ее управлением, осуществляемым чиновниками, назначаемыми из центра и находящимися на государственном жаловании. Причем размер жалованья должен определяться объемом и качеством работы: каждый получает «из казны царския кто чего достоит». Такой порядок сможет обеспечить поступление всех налогов непосредственно в царскую казну, сбор которых возлагается на особых чиновников, находящихся на государственном жаловании. Наличие в казне денег позволит государству приступить к главной реформе — военной. И. С. Пересветов мечтал о том, чтобы в России была создана единая, постоянная, обученная по новейшим военным европейским образцам, боеспособная армия. Прежде всего, он предусматривал значительное увеличение ее численности и измене545 п