Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 301-350

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий «История философии и социальные этюды» (СПб., 1889); «Введение в изучение социальных наук» (СПб., 1903); «Происхождение современного народно-правового государства» («Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины ХIХ века». СПб., 1908); «Всемирная история» (СПб., 1910–1912); «Типологические курсы по истории государственного быта» («Государство —город античного мира», «Монархии древнего Востока и греко-римского мира», «Поместье-государство и сословная монархия средних веков», «Западноевропейская абсолютная монархия XVI–XVIII веков» и «Происхождение современного народноправового государства»); «История Западной Европы в новое время». Т. 1–7 (СПб., 1892–1917); «Историология (Теория исторического процесса)». (Пг., 1919); «Общие основы социологии» (Пг., 1919); «Западная Европа в новое время» (Пг., 1922). В своих исторических и социологических исследованиях Н. И. Кареев опирался на методологию классического позитивизма. С этих позиций он делил социальные науки на три основных направления: историю (это «наука о единичном», «кладовая фактов»), социологию (изучающую общие тенденции социальных процессов, социальные явления в их совокупности и взаимодействии) и философию, или теорию истории (изучающую динамику социальных процессов). Несмотря на некоторое влияние на его творчество идей К. Маркса, Н. И. Кареев не был сторонником экономического материализма. Отрицая присущее марксизму деление всей общественной жизни на базисные и надстроечные отношения, он, в частности, писал: «вся духовная культура не может быть просто надстройкой над экономическим строем». Это в полной мере относилось и к праву, которое, по словам Н. И. Кареева, представляет собой одну из составляющих в числе «общественных идеологий духовной культуры». Центральное место в его историко-социальных исследованиях занимала тема «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», включающая в себя такие аспекты, как положение личности в обществе; ее место в социально-политической организации общества; роль личности в хозяйственной жизни; ее взаимоотношения с другими лицами, защищаемые государственной властью (в этой связи он, главным образом, и рассматривал проблемы права), и т. п. Цель и задачу социального прогресса Н. И. Кареев видел в самоосвобождении личности от «надорганической среды», под которой он понимал общество как систему психических и практических взаимодействий личностей. Н. И. Кареев рассматривал проблемы права в контексте его взаимодействия с политикой и экономикой. В курсе лекций «Общие основы социологии» (в главе, которая так и называется — «Взаимоотношения политики, экономики и права в социальной жизни») он писал: «Общественную организованность можно… рассматривать с трех точек зрения: экономической, политической, юридической, которые лежат в основе специальных наук о народном хозяйстве, государстве и праве. Социология должна возвыситься над каждой их этих точек зрения, ища понимания взаимоотношений государства, народного хозяйства и правовых проявлений, не оставляя вне круга своего внимания и духовной культуры». «Право старше государства, правотворчество началось раньше, чем могла начаться какая бы то ни было сознательная политика». Будучи социологом, Н. И. Кареев хорошо понимал значение проблемы социальной обусловленности права, т. е. его адекватности общественным потребностям. Между велением закона и требованием жизни, писал он, не должно быть противоречия. В случае же такого противоречия «закону или приходится оставаться мертвой буквою, или приспособиться к жизни путем его толкования и применения в судебной практике». В связи с распространенным в научной литературе использованием понятий «право» и «государство» как парных, сопоставимых категорий, Н. И. Кареев отмечал, что «право и государство — понятия несоизмеримые», в том смысле, что «юридическому понятию права соответствует политическое понятие власти и экономическое понятие труда», а понятие государства лежит в иной плоскости. В этой связи он говорил, что государство (т. е. организация власти) может обходиться и без права (например, деспотия). «Без права не может обходиться общество или, как говорили римские юристы, «где общество, там и право» (ubi socetas ibi jus), но это же самое общество может быть бесправным по отношению к государству». По поводу генезиса права он писал, что первоначально право возникло в форме обычая «и только позднее получило организованную защиту от государства, которое потом и само стало творить право (законодательствовать)». Причем, под нормами обычая он понимал нравственные нормы, полагая, что нравственность — это то, что составляет нравы, а нрав — это обычай (т. е. то, «что повелось от предков, закон жизни»). Поэтому право он трактовал как этическую категорию (за правом, писал он, «следует признать принципиально этический характер»), в основе которой лежит нравственное понятие справедливости. Касаясь ключевой для теории права проблемы разграничения права и морали, права и нравственности, Н. И. Кареев отмечал лишь, что дифференциация морали и права — «явление сравнительно позднего времени», не предлагая при этом теоретических критериев такой дифференциации. Рассматривая под этим углом зрения соотношение права и политики, Н. И. Кареев подчеркивал, что «политика, прежде всего, есть область интересов, разрешения вопросов по принципу целесообразности, и в этом отношении она чужда праву, 321 К