Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
б (39–107) б ком большевизма, он неоднократно арестовывался ВЧК по обвинению в антисоветской деятельности (в 1920 г. и в 1922 г.), в 1922 г. вместе с группой интеллигенции был выслан из России. В 1922–1924 гг. Н. А. Бердяев жил в Берлине. В 1924 г. переехал во Францию. С 1924 г. и до своей кончины Н. А.Бердяев был редактором издательства YMCA-Press. С 1925 по 1940 г. редактировал журнал «Путь. Орган русской религиозной мысли». После нападения Германии на СССР Н. А. Бердяев стал членом «Союза патриотов», сочувствовал движению Сопротивления. Основные труды: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Михайловском» (СПб., 1901); «Новое религиозное сознание и общественность» (СПб., 1907); «Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии» (СПб., 1910); «Философия свободы» (М., 1911); «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (М., 1916); «Судьба России» (М., 1918); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923); «Философия неравенства» (Берлин, 1923); «Новое Средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931); «Христианство и классовая борьба» (Париж, 1931); «Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи» (Париж, 1943); «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (Париж, 1939); «Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века» (Париж, 1946); «Царство Духа и царство Кесаря» (Париж, 1949); «Истоки и смысл русского коммунизма» (Париж, 1955); «Духовные основы русской революции. Опыты 1917–1918 г.» (СПб., 1999). Им опубликовано в общей сложности около 500 книг, статей и иных работ, посвященных социально-философской, правовой, социологической проблематике, вопросам развития человеческого общества, особенностям цивилизаций Запада и Востока, судьбам России, социальной психологии различных народов, религиозному сознанию и т.д. В центре всего философско-правового творчества Н. А. Бердяева стоит проблема свободы. Себя он называл «сыном свободы» и подчеркивал: «Я основал свое дело на свободе». Вся социальная проблематика, в том числе и вопросы права и государства, освещается Н.А. Бердяевым с позиций разработанной им оригинальной философской концепции — христианского персонализма. Оценивая свой подход к социальным проблемам, Н. А. Бердяев писал: «Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов — аристократического понимания личности, свободы и творчества и социалистического требования утверждения достоинства каждо64 го человека, самого последнего из людей и обеспечение его права на жизнь. Это есть также столкновения влюбленности в высший мир, в высоту и жалости к низинному миру, к миру страдающему». В своем персоналистическом учении о свободе человека Н. А. Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность — категория духовная, свободная. Именно в качестве личности человек есть микрокосмос, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства и т. д.). Если индивид в своем поведении более детерминирован внешними условиями и «больше подчинен общеобязательному закону», то «личность иррациональна», она «должна быть исключением, никакой закон не применим к ней». У человека, говорил он, есть два пути выхода из своей замкнутости. Первый путь, путь объективации, т. е. выход в посюсторонний мир, в царство Кесаря, в реальность общества и государства с их общеобязательными формами, нормами, институтами и т.д., — это потеря личности, отчуждение человеческой природы, выброс человека в объективный мир зла, несвободы, несправедливости и рабства — рабства человека у бытия, у Бога, у природы, у цивилизации, у общества, у государства, у собственности и денег, у коллективизма, национализма и войны. Второй, духовный путь, т. е. реализация личности в человеке, — это путь самоопределения, перехода к жизни в свободе, к экзистенциальной встрече с Богом, с другими личностями, к экзистенциальному общению и коммюнотарной общности (противоположной объективному обществу). Бог для него — это не некая объективная реальность вне и над человеческой личностью, не объективация универсальной идеи (все объективное — зло и бездуховно), а существует как личность в экзистенциальной встрече с ним человеческой личности. Разного рода сверхличные, коллективные личности (общество, государство и т.д.) — это, по Бердяеву, иллюзия, порождение объективации и отчуждения человеческой природы. «Объективных личностей нет, — подчеркивал он, — есть лишь субъективные личности. И в каком-то смысле собака и кошка более личности, более наследуют вечную жизнь, чем нация, общество, государство, мировое целое». Исторически данный мир рабства и несвободы (общество, государство, закон и т. д.) — это царство Кесаря, которому принципиально противостоит царство Духа и свободы человека. Мучительный разрыв и раздвоение человека (в качестве индивида и в качестве личности) между этими двумя мирами, считал он, «найдут себе разрешение в новой мистике, которая глубже религии и должна объединить религии. Это будет «победа царства Духа над царством Кесаря».