* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Народы России
Обычаи и праздники чукчей
Чукчи — в наши дни их численность со ставляет немногим более 15 тыс. человек — населяют крайний северо восток России, Чукотку. Название этого далекого аркти ческого края означает в переводе «земля чукчей». Русское слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» — «богатый оленя ми». У чукчей тысячелетняя история. Их далекие предки пришли в Арктику из центральных районов Сибири, когда на месте Берингова пролива существовал об ширный перешеек, соединявший Азию и Аме рику. Так часть жителей Северо Восточной Азии перешла по «Берингийскому мосту» на Аляску. В традиционной культуре, обычаях и праздниках чукчей прослеживаются черты, сближающие их с индейскими народами Север ной Америки. Праздник байдары
Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу. Есть душа у моря, есть — у байдары, лодки, обтянутой моржо вой кожей, на которой еще и сегодня бесстрашно выходят в океан морские арктические зверобои. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники ус траивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со стол бов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге — традиционному жилищу чукчей, — и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, за тем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертво приношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.
Мужской и женский праздничный костюм чукчей
Праздник кита
В конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд прими рения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржо вых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. «Это не охотники убили вас! Камни ска тились с горы и убили вас!» — пели, обращаясь к китам, чукчанки. Мужчины устраивали поедин ки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных. На празднике кита непременно приносились жертвы Кэрэткуну — хозяину всех морских зве рей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезан ные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого
100