* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Народы России
Что такое доха?
«Что за странный вопрос? — удивится читатель. — Доха — одно из названий шубы». Однако, поми мо «шубы дохи», существует еще одна «доха». Так издавна называют ульчи и нанайцы объединение нескольких родов. Те, кто входил в «доха», дели лись охотничьей добычей, вместе отмечали праз дники. По всей вероятности, «доха» возникли в далекой древности, когда человек осознал, что нужно помогать не только кровным родственни кам, но и всем, кто живет по соседству. Обучая подростков законам тайги, родители непремен но знакомили их с важнейшим принципом тра диционного общества охотников Амура: «жить дружно, как родные братья».
«Мастер фехтования»
Воспитанию детей в нанайских и ульчских семь ях уделялось большое внимание. Фактически уже с трех лет мальчик помогал отцу, девочка — мате ри. С восьмилетнего возраста мальчишек посто янно брали на охоту или рыбалку. В тайге их
прежде всего обучали «искусству выживания»: учили строить шалаш, заготавливать дрова, раз жигать костер, варить пищу. Затем наступал че ред овладения секретами промысла. Мальчики делали ловушки, настораживали капканы и само стрелы. В 14—15 лет все подростки имели соб ственное огнестрельное оружие и охотились са мостоятельно либо в составе промысловых бри гад наравне с взрослыми мужчинами. Для того чтобы будущие рыболовы и зверобои росли сильными, ловкими, смелыми, у нанайцев и ульчей были специальные игры. Самая популяр ная из них — фехтование на палках, «думэчи». Вот как описывает эту старинную игру этнограф Ю. А. Сем. Два мальчика брали специально изго товленные фехтовальные палки. Они могли быть длинными (тогда их держали за середину) или ко роткими (в этом случае палку держали за один из концов). Мальчишки поочередно наносили друг другу удары и парировали их. Зрители громкими криками подбадривали бойцов. Победившим счи тался тот, кто нанес больше неотраженных уда ров. Ему присваивалось звание «думэчису» — «ма стера фехтования».
94