* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Удэгейцы
произносить его имя было строжайше запреще но. «Он понимает человеческий язык», — гово рили старики. У многих удэгейских племен суще ствовал обычай просить у тигра помощи.
Солнце и Небесная собака
Земля, луна, звезды считались у удэгейцев живы ми существами. Говорить о них нужно было с дол жным почтением, а земле нельзя было причинять боль, ударяя ее копьем или ножом. Солнце тоже считалось живым существом, которое вечером умирало, но следующим утром непременно рож далось вновь. Был, однако, у солнца, по представ лениям «лесных людей», злой враг — Небесная собака. Она нападала на солнце и пыталась его проглотить. Но на помощь светилу приходили люди, они стучали в бубны и бряцали металлом. Небесная собака пугалась и выпускала солнце из пасти. Когда же совершали удэгейцы этот риту ал? Конечно, в дни солнечных затмений!
Кровная месть по удэгейски
У удэгейцев долго бытовал обычай кровной мес ти. Но в амурской тайге он носил далеко не столь жестокий характер, как во многих других ареа
лах планеты. Прежде всего запрещалось приме нять огнестрельное оружие. Обидчика следова ло наказать только с помощью лука или копья. Приблизившись к поселку, где живут враги, нельзя было охотиться на их охотничьих угодь ях и пить воду из их рек. Таким образом, время ведения боевых действий жестко ограничива лось запасами воды и пищи, которые приносили с собой нападавшие. Как только эти запасы исся кали, враждующие стороны вступали в перегово ры, которые обычно заканчивались заключени ем мира. Наконец, старики, женщины и дети из враждеб ного рода считались неприкосновенными. По этой причине именно из них обороняющая ся сторона формировала стражу. Вооруженные палками «стражники» обходили стойбище, и если замечали врагов, а узнать их было легко по специально надетым наизнанку праздничным халатам, то били незваных гостей палками по спине. Нападавшие в этом случае не имели пра ва оказывать сопротивление и немедленно от ступали. Вероятно, именно такие способы «вы яснения отношений» спасли небольшой удэгей ский народ от самоуничтожения, что, к сожале нию, нередко происходило с другими древними племенами.
Тигр считался у «лесного народа» священным зверем. Обнаружив в тайге его след, охотник отсчитывал семь отпечатков тигриных лап, опускался на колени и, припав к земле, просил грозного повелителя тайги помочь ему добыть лося или изюбра
91