* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ороки, орочи и негидальцы
В твой дом пришел шаман
У всех народов Амура и Сахалина, в том числе у ороков, орочей, негидальцев, большим уважени ем пользовались шаманы. Они лечили больных, предсказывали будущее, доставляли души умер ших в подземное царство — «буни». Нередко ша маны закрывали лица масками. Их изготавлива ли из дерева, бересты, кожи. Кроме бубна, атри бутами шаманских ритуалов были бронзовые ки тайские зеркала и украшенный резьбой деревян ный посох. Камлали шаманы чаще всего в доме, где находил ся больной или лежал умерший. У орочей суще ствовали также особые шаманские кумирни. В этих таежных святилищах шаманы приносили жертвы своим духам покровителям. Жертвенны ми животными орочских шаманов чаще всего были свиньи, собаки и петухи. Рядом с кумирней устанавливался резной деревянный столб, неред ко достигавший в высоту 8—10 м. На вершине столба помещалась большая скульптура птицы, искусно вырезанная из дерева.
О появлении шамана жители селения узнавали по звону конусообразных металлических подвесок, что висели на поясе у «избранника духов»
Обряд «топтания котлов»
В прежние времена при заключении брака у оро ков было принято платить за невесту калым. Ка лым и приданое включали в себя оленей и на бор определенных вещей, изготовленных жен щинами. Это были переметные сумы, лисьи шубы, а также покрытые сложным орнаментом халаты, передники, обувь из рыбьей кожи. Обязательно входили в состав калыма и приданого большие металли ческие котлы для приготовления пищи. Свадьба происходила зи мой или ранней весной, так как обычай требовал, чтобы свадеб ный поезд ехал на оленях, запря женных в нарты. При выходе не весты из дома совершался обряд «топтания котлов», известный мно гим тунгусо маньчжурским наро дам. Заключался он в следующем: девушка, покидая родительский чум, наступала не на снег, а на оп рокинутые котлы, один из кото рых входил в состав приданого, а другой — калыма.
89