* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ненцы, селькупы, энцы, нганасаны
совершался весной, когда прилетали птицы. Вре мя для проведения обряда было выбрано не слу чайно. Селькупы считали птиц своими ближай шими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемо ния оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом зем ли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой вол шебной стране, шаман демонстрировал зрите лям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна все общим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворе нием своих предков. По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне олене, возникли у сельку пов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно Алтай ского нагорья. Иными словами, в древности са модийцы действительно жили там, где много сол нца и «камень до неба достает».
Нганасанская семья готовится к празднику
Праздник чистого чума
Один из главных праздников самодийских наро дов был связан с окончанием полярной ночи. От мечался он в конце января — начале февраля, ког да зимнее солнце после длительного отсутствия вновь появлялось на небосклоне. Очень торже ственно справляли этот праздник самые север ные из самодийцев — нганасаны, живущие дале ко за Полярным кругом. Для праздника ставили особый, «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. В то время, пока звучал шаманский бубен, молодежь, собравшись возле «чистого чума», исполняла ста ринные танцы, устраивала игры. Считалось, что все эти действия должны обеспечить удачу в пред стоящем году. Иногда праздник проходил по ино му. Вместо «чистого чума» сооружались «камен ные ворота». Они представляли собой нечто вро де туннеля. Три дня рядом с туннелем продолжа лись камлания шамана, а потом он и вслед за ним все обитатели стойбища трижды проходили сквозь каменные ворота.
75