* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ханты и манси
маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго сле дить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младен цу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использова ния в укромном месте. Ханты считали, что воро на, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «По больше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди кото рых обязательно была густая каша болтушка «са ламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней прародитель ницей Калтащь, которая определяла судьбы лю
В последнюю ночь праздника медведя разыгрываются кукольные представления
дей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских празд никах, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к бла гополучию, в первую очередь — забота о детях.
Праздничные куклы манси делали из цветных платков. Они были привязаны к ногам артиста, которому во время представления приходилось лежать
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины прароди тельницы и брат ее детей, поэтому ханты и ман си воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозя ин тайги. Каждая успешная охота на медведя со провождается праздником, на котором люди ста раются снять с себя вину за его убийство и совер шают обряды, которые должны привести к бла гополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы укра шали кольцами, лентами, платками и укладыва ли в переднем углу дома в так называемой жерт венной позе, с головой, положенной между вы тянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середи на ночи и ее вторая половина, когда съедали мед вежье мясо, провожали душу медведя на небо, га дали о предстоящей охоте.
73