* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Народы России
Обычаи и праздники долган
В наши дни долган насчитывается 7 тыс. человек. Живут они главным образом на Таймыре, а также в Якутии и Эвенкии. Долганский язык очень близок к якутско му. В самостоятельный народ долганы сло жились сравнительно недавно, в XVIII— XIX вв., в результате слияния отдельных якутских и эвенкийских родов, а также рус ского старожильческого населения Таймы ра — так называемых затундренных крес тьян. Долганы занимаются оленевод ством, охотятся на диких оленей, добыва ют пушнину, рыбачат. Очень развито у них народное художественное творчество: пение, танцы, игра на музыкальном инструменте — варгане. Женщины прекрасно вышивают би сером и шелковыми нитями, мужчины владе ют древним искусством резьбы по бивню мамонта. «Есть у долган такой обычай…»
Известной долганской поэтессе Огдо Аксеновой принадлежат следующие строки: «Есть у долган такой обычай — делиться первою добычей. За помни, мальчик!» В прежние времена долганы всегда отдавали часть мяса дикого оленя и вылов ленной рыбы родственникам и соседям. А вот пушнина разделу не подлежала. Она была ценным товаром, в обмен на который у заезжих торгов цев можно было получить ружья, порох, чай, муку, сахар. Ловушки на песцов — в Сибири и на Крайнем Се вере их часто называют «пасти» — находились в личной собственности каждого охотника. Про верять пасти и забирать попавших в них зверь ков мог только тот, кому эти ловушки принадле жали. Существовало еще одно важное правило, связанное с песцовой охотой. Если ты решил ус тановить свои ловушки южнее тех, что поставил другой охотник, тебе не требуется на это его раз решения. Но если ты хочешь поставить пасти
Долганский мужской и женский праздничный костюм
севернее чужих ловушек, нужно обязательно за ручиться согласием их владельца. Почему возник подобный обычай? Все объясняется очень про сто: песцы приходят на земли долган с севера, и поэтому охотник, чьи ловушки стоят севернее, имеет больше шансов на успех.
Маленькая хозяйка большого чума
Долганы вплоть до XIX в. сохраняли пережитки матриархата, хотя счет родства велся у них по мужской линии. Женщины поддерживали огонь, «кормили» его; в их ведении находились все до машние святыни. Зимой несколько долганских семей, как правило, объединялись и строили большой чум из наклонных деревянных плах, об ложенных для тепла дерном. Обитатели зимне го дома выбирали общую хозяйку. Нередко это была пожилая, сгорбленная от тяжелой работы женщина. Слово маленькой хозяйки было зако ном для всех, в том числе и для гордых и воин ственных долганских мужчин.
70