* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Буряты
праздника — Сурхарбан. Суры устанавливают в один ряд на расстоянии в 40 луков (примерно 60— 65 м). Каждый стрелок получает одинаковое коли чество стрел: 10 или 20. Побеждает тот, кто выбьет больше всех мишеней. Победителю поют специаль но сочиненную в его честь песнь славословие. Кто самый сильный? После стрельбы начинает ся борьба. Борцы парами по очереди выходят на поле. Первая пара — два старика. Они не борют ся по настоящему, а лишь изображают борьбу, де лают это весело, и зрители смеются. Однако все следующие пары борются всерьез. У националь ной бурятской борьбы свои особые правила: мож
На празднике Сурхарбан устраивают стрельбу по мишеням
но перекинуть противника через голову, схватить руками его за ногу, просунуть руки ему под мыш ки и сжать его шею. Проигрывает тот, кто пер вым коснулся земли коленом или рукой. Кто самый быстрый? Более всего буряты лю бят скачки. Наездники на скачках, как правило, дети от 8 до 13 лет. Как все кочевники, они с раннего детства прекрасно ездят на лошадях, умеют за ними ухаживать, мыть, кормить, и во обще между конем и наездником существует пол ное взаимопонимание. Обычная дистанция ска чек — от 15 до 20 км. Это немало. И кони, и дети к финишу приходят взмыленными, мокрыми, из мученными. Победитель делает круг почета пе ред зрителями, ему и его коню вручают подарки, им обоим поют песню, восхваляющую их досто инства.
Гэсэр и его богатыри
Еще один праздник появился у бурят совсем не давно. Он называется Гэсэриада. Гэсэр — это бога тырь, народный герой, живший примерно 1000 лет назад. В его честь народ сложил героический эпос. В нем говорится, как сын небесных богов Гэсэр спустился на землю, обрел здесь друзей и вместе с ними начал борьбу со злыми силами, уг рожавшими его родной земле и народу. И побе дил их!
Обряд поклонения Байкалу
На берегу озера разжигают жертвенный огонь и его дымом очищают все привезенные с собой предметы: посуду, еду, монеты, ожерелья, а так же воду из целебных источников. Все это расстав ляют на специальном столике. В полной тиши не, так как «хозяин» Байкала не любит шума, опус кают в воду озера творог и сметану, зерна риса и монеты, выливают воду из источников. Затем все участники обряда совершают вокруг стола обход и восклицают: «Поклоняемся! Поклоняемся!» Руководит всем происходящим шаман или про сто старый, опытный человек. После обряда он гадает, принял хозяин Байкала подношение или нет. Гадают, подбрасывая ложку. Если она падает на землю выпуклой стороной — то принял, если вогнутой — значит, нет. Тогда обряд повторяют. Когда ложка упадет так, как надо, успокоенные уча стники обряда возвращаются домой. Они верят, что теперь Байкал будет к ним милостив.
69