* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Народы России
Обычаи и праздники тофаларов
На северо восточных склонах Саян, в При байкалье, живут тофалары. Их численность составляет немногим более 700 человек. Себя они называют «тофа» или «тоха» в един ственном числе и «тубалар» во множествен ном. Тофаларский язык, близкий тувинскому, относится к тюркской ветви алтайской языко вой семьи. Тофалары, будучи охотниками и оленеводами, вели вплоть до недавнего вре мени кочевой образ жизни. Причем кочевать им приходилось по высокогорной тайге: Тофалария находится на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря. Жизнь в высокогорье наложила заметный отпечаток на культуру тофа ларов, в том числе на обычаи горного народа. Культ черепов
На шаманских одеяниях у многих народов Сиби ри можно увидеть вышивки, изображающие че ловеческие ребра, кости рук и ног. Сходный обы чай существовал и у тофаларов, однако на костю ме саянских шаманов скелет человека был вышит практически полностью. Отсутствовал лишь че реп, но зато на шаманской налобной повязке изображался напоминающий маску лик. Выши тый белым оленьим волосом, он отчетливо вы делялся на темной ткани, из которой был изго товлен головной убор тофаларского избранника духов. Лик служил своеобразным завершением скелета, помещенного на его одежде. Возможно, вышивка символически представляла костяк самого шамана. В этом случае она могла восприниматься тофаларами как магический щит от злых духов. Не менее вероятно и другое предположение: скелет был символом умершего шамана, шамана предка. Эта гипотеза позволяет объяснить отсутствие черепа, замену его изобра жением личины. По мнению академика А. П. Ок ладникова, в эпоху неолита у народов Северной Азии существовал культ черепов. Головы умерших шаманов отделялись от туловища, препарирова
Мужской и женский праздничный костюм тофаларов
лись и сохранялись как могущественные талис маны. Если все было действительно так, мы впра ве предположить, что в глухих таежных урочи щах Саян сохранились отголоски древнего ша манского культа, во многом забытого другими на родами Сибири и Дальнего Востока.
66