* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Алтайцы
«птицей шаманом». Канатулары, по всей вероят ности, имели прямое отношение и к одному из самых древних культов, к культу огня. Недаром считалось, что местом их обитания в доме явля ется печная труба.
Май ене и ее волшебные стрелы
Когда в алтайской семье рождался мальчик, са мая старшая по возрасту женщина вешала над колыбелью новорожденного маленький деревян ный лук со стрелой. К стреле была прикреплена белая тряпочка. Этот кусочек материи олицетво рял собой небесную богиню Май ене. Ее счита ли охранительницей семьи от злых духов. Осо бенно популярна была Май ене у телеутов. По словам этнографа Л. Э. Каруновской, побывав шей на Алтае в 1920 х гг., телеуты верили: если дух болезни посягнет на ребенка, богиня пустит невидимую стрелу и защитит малыша.
Хан Кычкыл — повелитель барсов
У всех народов Сибири существовали представ ления о «хозяевах» — духах, которым подчинены те или иные животные, а также горы, леса, реки. «Хозяином» барсов, самых опасных хищников высокогорной тайги, был, по алтайским поверь ям, хан Кычкыл. Его культ явно восходит к древ ним охотничьим мифам. Но повелевал Кычкыл не только барсами. Он считался также «хозяином шаманских бубнов». А бубен, в свою очередь, вос принимался на Алтае как вместилище души «из бранника духов». Таким образом, хан Кычкыл владел шаманскими душами. О зависимости ша манов от грозного хана напоминала рукоять буб на. По преданьям живущих на юге горной страны телеутов, по представлениям се верных алтайцев, она была таин ственным образом связана с бар сом. А барс, как известно, зверь самого хана Кычкыла! Поэтому именно рукоять считали алтай ские шаманы самой важной час тью своего музыкального инст румента и передавали ее от отца к сыну, от деда к внуку.
Необычные звуки алтайского инструмента икили — это словно голос из глубины веков, когда предки алтайского народа жили на этой древней земле в полном согласии с суровой, но величественной природой
61