* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Народы России
Обычаи и праздники алтайцев
В горных долинах Алтая, там, где берет свое начало Обь, издавна жили скотово ды и таежные охотники, обладавшие сходными культурными традициями и легко понимавшие друг друга без пере водчика. Себя, в зависимости от террито рии проживания, они называли алтай кижи, телеуты, кумандинцы, тубалары. К середине ХХ в. эти близкородственные племена объединились в один народ — алтайцев. В настоящее время в нашей стране насчитывается не менее 70 тыс. алтайцев. Живут они главным образом в Республике Алтай и в соседней, Кеме ровской области. Лингвисты относят их язык к тюркской ветви алтайской семьи. Светлый конь для Светлого бога
Начиная с I тыс. до н. э., а именно с этой далекой эпохи, можно проследить истоки культуры совре менных алтайцев. В их жизни большую роль иг рало коневодство. Пастухи на лошадях объезжа ли овечьи отары и стада коров, охотники верхом на конях отправлялись в горы на промысел ко пытных животных, за соболем и белкой. Кони на, кобылье молоко на протяжении столетий были важными продуктами питания аборигенов Алтая. Стоит ли удивляться, что именно коня приносили алтайцы в жертву верховному боже ству, громовержцу, создателю земли и всех ее оби тателей — Ульгеню? Поскольку одно из имен Уль геня «Светлый», масть жертвенного коня тоже должна была быть светлой. Выбирал жеребца шаман. Облаченный в костюм, символизирую щий птицу (согласно древним алтайским мифам, в доисторические времена Ульгень в образе пти цы парил над безбрежным Мировым океаном), шаман совершал камлание. Когда смолкали зву ки бубна, когда душа коня отправлялась на вер шину «Алтын ту», «Золотой горы», где обитает
Народный праздничный костюм алтайцев
Ульгень, участники обряда сообща поедали жер твенное мясо, а светлую конскую шкуру помеща ли на специальный шест, приставленный к «свя щенной березе».
Кто живет в печной трубе?
Если обряд принесения коня в жертву Ульгеню был связан с традициями скотоводов, то покло нение «канатуларам» восходит к старинным охот ничьим обычаям. В прежние времена ни один жи тель Алтая не отправлялся в тайгу, не покормив «крылатых» — так переводится на русский язык алтайское «канатулар». В каждом доме хранились их изображения. Чаще всего канатулары пред ставляли собой раздвоенную ветку, на которую надевался кусочек ткани с нарисованной на ней фигуркой таежного духа. Духи обладали, по пред ставлениям алтайцев, могущественной силой. От них целиком зависел исход охоты. Канату ларов не случайно назвали крылатыми. Здесь явно прослеживается связь с «птицей Ульгенем»,
60