
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ш, Щ ющие остров с материком. Берега преимущественно низ менные, с лагунами и коралловыми рифами. В центр. час ти нагорье выс. до 2524 м (г. Пидуруталагала), ступенями спускающееся к прибрежным равнинам. Всемирно извест ная вершина Адамов пик (2243 м) служит объектом палом ничества представителей разных религий. С античных времён разрабатываются месторождения драгоценных и полудрагоценных камней (сапфир, рубин, аквамарин, то паз, лунный камень, хризоберилл и др.); есть залежи гра фита и апатита, прибрежно морские россыпи ильменито вых и рутиловых песков; др. полезные ископаемые. Кли мат от экваториального (на Ю. и З.) до субэкваториаль ного (на С. и В.), с чертами муссонного; осадков на равнинах 1000–2000 мм, в горах до 5000 мм в год и более. Короткие, полноводные реки, много водопадов, водохра нилищ. По склонам гор влажные экваториальные леса с богатым подлеском и обилием мхов, на равнинах вторич ные листопадные леса. На вершинах пустоши саванного типа, выше 2000 м — криволесье. Вдоль побережий зарос ли колючих кустарников, мангровые леса, рощи кокосо вых пальм. Обитают слон, цейлонский медведь, леопард, рысь; различные обезьяны, олени, кабаны, виверры; оби лие птиц (в т. ч. попугаи, павлины, фламинго, аисты), пре смыкающихся и насекомых. Природа охраняется в ряде нац. парков и заповедников; широко известны ботаниче ские сады. качестве ведущего был взят транспортный фактор, опре деляющий формирование исходной схемы оптимального размещения производства; тогда различия в издержках на труд будут представлять первое отклонение от оптималь ного по транспортным издержкам размещения, а сово купность агломерационных факторов — второе, также на рушающее исходную схему. В анализе транспортных из держек важную роль сыграло разделение ресурсов на локализованные материалы и «убиквитеты», или матери алы повсеместного размещения. Штандортная теория стала одной из важнейших частей в классической теории размещения производства. ШТО´ КВЕРК, горная порода, пересечённая густой се тью прожилков рудных минералов, образующих залежь по лезного ископаемого. ШХЕ´ РЫ, небольшие скалистые острова и группы под водных скал у невысоких, скалистых, сложно расчленён ных берегов морей в областях позднеплейстоценового по кровного оледенения; типичны для побережий Норвегии, Швеции и Финляндии; западного побережья Белого моря. Представляют собой большей частью затопленный неглу боким морем ледниковый экзарационный рельеф («бара ньи лбы», гигантские отторженцы скальных пород, круп ные валуны, «курчавые» скалы), а также формы леднико вого аккумулятивного рельефа (см. Аккумуляция). Вместе с фьордами входят в группу ингрессионных берегов. ШТАНДО´ РТНАЯ ТЕО´ РИЯ, теория оптимально го размещения производства с точки зрения наименьших за трат. Предложена А. Вебером. Осн. цель — определить веду щие факторы размещения производства и закономерности, по которым они действуют, в математической форме. Осн. предположения: задана хозяйственно обособленная тер риториальная область, не имеющая каких либо связей с другими территориями; отсутствуют черты хозяйства, унаследованные от прошлых эпох; задано: размещение сы рьевой базы, центры потребления промышленной про дукции и объёмы спроса; уровни зарплаты и интенсивно сти труда фиксируются и остаются постоянными, что при водит к постоянству удельных издержек на оплату труда в каждом месте; трудовые ресурсы не мобильны, но неогра ниченны. Рассмотрен единственный вид транспорта — же лезнодорожный; производство мыслится как единый про цесс, не разделённый на отдельные стадии, и не явно ис пользованы положения экономического равновесия. После анализа совокупности факторов размещения (из держки на землю, осн. капитал, сырьё и энергоресурсы, труд, транспорт, процент на заёмный капитал и аморти зацию) Вебер выделил 2 осн. фактора — транспортные издержки (транспортная ориентация) и издержки на ра бочую силу (ориентация на трудовые ресурсы). Производ ный 3 й фактор, учитывающий региональные силы, — аг ломерация. Для моделирования штандортной теории в ЩИТ (кристаллический щит), крупный (до 1000 км в по перечнике) выступ фундамента платформы, сохранявший на протяжении эволюции более или менее постоянное в плане и по высоте положение и лишь эпизодично, во вре мя наибольших трансгрессий, заливавшийся водами мелко го моря. Характеризуется преимущественным развитием наиболее древних, допалеозойских пород и их комплек сов, большой ролью интрузивных и метаморфических пород различного состава. Границами щита являются об рамляющие его прогибы, впадины, разрывы, особенно флексуры, выраженные в рельефе в виде крупных уступов. Щиты характеризуются пониженными значениями плот ности теплового потока и повышенной мощностью (бо лее 150 км) литосферы. Примерами щитов могут служить Балтийский и Украинский щиты Восточно Европейской платформы, Алданский щит Сибирской платформы, Ка надский — Северо Американской платформы. Щиты Се верного полушария в четвертичный период испытали мощное покровное оледенение (мощности ледников дос тигали нескольких километров) и значительное изоста тическое поднятие в результате разгрузки после их тая ния. Одновременно усилились процессы разломо и бло кообразования, дифференцированных тектонических движений, активизации сейсмотектоники.