* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
150
Корабли Победы
Крейсера проектов 26 и 26-бис
11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров» по проекту 26. Это был первый крупный боевой корабль, заложенный после революции. Проектирование велось на основе итальянского опыта — прототипом стал легкий крейсер «Эудженио ди Савойя». Строительство «Кирова» велось ударными темпами. Корабль спустили на воду 30 октября 1936 г. Достройка на плаву шла быстро, и 7 августа 1937 г. первенец советского крейсеростроения вышел в море. Вскоре после «Кирова» в Николаеве заложили однотипный «Ворошилов». При проектировании и постройке крупных кораблей не обошлось без ошибок. «Киров» на испытаниях не смог развить заданную скорость, неудачными оказались 180-мм орудия главного калибра (они имели слишком малую живучесть), их заменили еще до начала войны. Из-за сложностей с башенными установками меньше запланированной оказалась скорострельность, признали слабость броневой защиты. В проект внесли
Крейсер «Максим Горький». Корабль, в первые же дни войны подорвавшийся на вражеской мине, потерял носовую часть. Но его удалось привести в Кронштадт, где крейсеру приварили построенный ленинградскими корабелами новый нос. И он снова возвратился в строй.
изменения. Следующие 4 крейсера строились по проекту 26-бис: «Максим Горький», «Молотов», «Калинин» и «Каганович». «Молотов» стал первым советским кораблем, оснащенным радиолокационной станцией. «Молотову» не пришлось сражаться с вражескими кораблями, но его артиллеристы обрушили на сухопутные войска противника тысячи снарядов. Крейсер участвовал в воинских перевозках, доставлял в осажденный Севастополь войска, оружие, боеприпасы, вывозил из города раненых... 3 августа 1942 г. в корму «Молотова» попала
Крейсер «Ворошилов». Этот черноморский корабль в декабре 1942 г. подорвался на двух минах. К счастью, взрывы произошли на некотором расстоянии от «Ворошилова» и он смог своим ходом вернуться на базу.