* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
«Фрам»
397
его разместили значительно ниже ватерлинии, чтобы он цели¬ ком находился под водой. Навались льдины на судно сзади, они встретились бы только с корпусом и вряд л и могли войти в со¬ прикосновение с рулём. «Фрам» имел две сплошные палубы. Вторая палуба располагалась несколько ниже ватерлинии, где ледовое сжатие было самым сильным. Л и ш ь над м а ш и н н ы м от¬ делением она приподнималась примерно на 91 см, чтобы мож¬ но было установить машину. Соответственно несколько при¬ поднята была и верхняя палуба. Судно было разделено двумя поперечными переборками на три водонепроницаемых отсека. Первая переборка находилась позади фок-мачты, вторая — не¬ посредственно перед м а ш и н н ы м отделением. Все металлические изделия на борту, за исключением боль¬ ших кованых деталей, таких к а к диагональные ш и н ы , оковки штевней, рулевые крючья, были железными, с гальваническим покрытием. Ж и л ы е помещения в кормовой части отделены от наружной обшивки тремя слоями досок с теплоизоляцией меж¬ ду ними. С внутренней стороны палубного настила вместо пробки применили оленью шерсть, в остальном же для этой це¬ л и использовались толстый войлок, линолеум и доски. Общая толщина теплоизоляционного слоя, включая палубный настил, составляла около 40 сантиметров. Вторая палуба была отделена от машинного отделения прокладкой из пробки толщиной 15—18 сантиметров. Поверх неё шёл слой палубного настила, а с самого верха — линолеум. Двери в жилые помещения — двой¬ ные, утеплённые оленьей шерстью. К о м и н г с ы у дверей — очень высокие, примерно 37 сантиметров, чтобы воспрепят¬ ствовать проникновению холодного воздуха. Н а «Фраме» была палубная надстройка, размещённая прямо над камбузом в пе¬ редней части юта. В ней находились штурманская рубка и не¬ большое рабочее помещение. Судно было оснащено к а к трёх¬ мачтовая шхуна и имело общую площадь парусов 602 квадрат¬ ных метра. В 1893 году, когда «Фрам» отправился в первый северный поход, на борту судна было 8 шлюпок. Две из них — сравни¬ тельно большие — длиной 8,8 и ш и р и н о й 2,2 метра. Каждая из них могла вместить весь экипаж с припасами на несколько ме¬ сяцев. Корпус «Фрама» от релингов до верхнего края ледового пояса был окрашен в белый цвет, ниже — в чёрный. Резко к о н -