* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
396
«Фрам»
30 промысловиков. «Фрам» получил округлую форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность. Достаточно хорошие мореходные качества показал «Фрам» и в свободных ото льда водах. В штормовую погоду он успешно уклонялся от накатывающихся волн, переваливаясь с боку на бок. Это не очень хорошо влияло на самочувствие экипажа, но было пред¬ почтительнее, чем быть захлёстнутыми в о л н о й . «Фрам» я в л я л с я , к а к и требовал Н а н с е н , «теплым у б е ж и щ е м д л я по¬ л я р н и к о в » . П о д в о л о к , палубы, п е р е б о р к и были с н а б ж е н ы теплоизоляцией из просмолённого войлока, пробки, линолеу¬ ма. Камбуз и каюты располагались вокруг кают-компании, что делало теплоизоляцию более надёжной. Электрическое осве¬ щение обеспечивала динамо-машина, приводимая в движение главным двигателем, ветром или вручную. Позднее (при подго¬ товке к экспедиции Амундсена) вместо паровой м а ш и н ы на судне установили дизель-мотор, и «Фрам» стал первым поляр¬ н ы м судном, значительно более маневренным, обладающим новым двигателем. Размеры «Фрама» — длина 39 метров (36,25 метра по ватер¬ л и н и и ) , ш и р и н а — 11 метров без ледовой обшивки (по ватерли¬ н и и — 10,4 метра без ледовой обшивки), водоизмещение при осадке 4,75 метра — 800 тонн. Обшивка судна была двухслой¬ ной. Первый (внутренний) слой из дубовых досок толщиной 7,5 сантиметра встык, второй — из дубовых досок толщиной 10 сантиметров, закреплённых болтами сквозь первый слой. Был и третий слой — ледовая обшивка из американского дере¬ ва гринхарта, которое не подвержено разрушению корабель¬ н ы м червём. Толщина ледовой обшивки — от 15 (у ватерлинии) до 7,5 сантиметра (в районе киля). Этот слой был прикреплён нагелями и болтами таким образом, чтобы доски легко м о ж н о было оторвать, не повредив при этом серьёзно корпус. Пустоты между слоями обшивки были заполнены смесью из вара, смолы и деревянных опилок. Полная толщина бортов судна достигала 71—81 сантиметра. К а к руль, так и винт, в случае необходимости можно было поднимать через колодец на палубу и снова ставить на место. Руль был выполнен так, что его не должно было заклинивать, даже если колодец заполнялся льдом. Для лучшей защиты руля