* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
поминальные пирожки), о них же рассказывается в сказ ках, былинах, даже в песнях поется. В широком распро странении пирогов, безусловно, сыграла свою роль рус ская печь. Как есть пироги? Это зависит от размера пирога и его начинки. За праздничным столом лучше воспользовать ся ножом и вилкой, а дома небольшие пирожки можно брать руками. «Без хлеба смерть, без соли смех» — утверждает по словица. Через многие века пришел к нам старинный славянский обычай — подносить при торжественной встрече каравай хлеба и соль в знак уважения. Выраже¬ ние «хлеб-соль» у славян «отгоняло» злых духов, оно являлось приглашением на пир и знаком гостеприим¬ ства. П р и этом хлеб рассматривался к а к выражение ми лости, а соль — любви. Отказаться от предлагаемых «хлеба-соли» считалось крайне н е п р и л и ч н ы м и даже враждебным. Соль, как составная часть пищи, одна из основных приправ ее, известна с глубокой древности. В Древнем Риме соли приписывали очищающее, дезинфицирующее действие; она была символом чистоты и дружбы. В Ан¬ тичности солдатам платили жалованье солью, чиновни¬ ки получали солевой паек, затем были введены «соляные деньги». Деньги из соли существовали и в Древнем Ки¬ тае. Прессованные бруски соли были традиционной ва¬ лютой в Эфиопии (еще в 30 годах ХХ столетия в сейфах одного из банков Аддис-Абебы рядом с золотыми слит ками хранились бруски соли). Известно, что в Америке, аборигены которой не употребляли соль до прихода ев¬ ропейцев, за нее платили золотом, причем вес драгоцен¬ ного металла должен был соответствовать весу покупае¬ мой соли. В некоторых странах на соль вводились пошлина или откуп*, что вызывало возмущение бедных людей. Так, в царствование Алексея Михайловича введенные в 1646 году на соль пошлины привели к Соляному бунту.
* Откуп — исключительное право, предоставленное государством за определенную плату частным лицам на продажу определенных то варов (соль, вино).
397