* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
рый был сделан из дерева и обложен золотом, и при них постоянно курился фимиам. Согласно христианскому вероучению, верующие во время причащения приобща ются к Христу, вкушая хлеб и вино. Хлеб символизирует тело Иисуса Христа, а вино — Его кровь. Священный хлеб являлся символом Каравая — ми фологического существа плодородия в восточно-славян¬ ской мифологии. В немецком городе Ульме есть музей хлеба, в кото ром собраны экспонаты, не только показывающие исто¬ рию хлеба, но и рассказывающие о любопытных обы¬ чаях, связанных с хлебом. Так, в одной из областей Пакистана перед свадьбой невеста должна поставить тесто для огромного хлеба мас¬ сой около 20 кг. Если опара не поднимается, свадьба не состоится. Русские люди всегда с благоговением относились к хлебу, что хорошо видно из народных пословиц: «Хлеб — дар Божий, отец, кормилец», «Хлеб — батюшка, води ца — матушка», «От хлеба хлеба не ищут», «Не будет хле¬ ба, не будет и обеда» и т.д. У славян, как и у многих земледельческих народов, хлеб всегда был священным продуктом, с н и м связыва¬ лись представления о счастье и благополучии дома, что определило правила обращения с хлебом. Наши предки считали, что нельзя доедать хлеб за другим — можешь съесть его счастье, нельзя есть хлеб у кого-то за спиной — съешь его силу, нельзя во время еды хлеб со стола давать собаке — бедным станешь, нельзя оставлять недоеден¬ ные куски — бедность придет в дом. Отдавая дань уважения хлебу, его берут из хлебницы только рукой. К а к известно, хлеб не откусывают от боль¬ шого куска, а аккуратно отламывают, хотя в старые вре¬ мена считалось, что, отламывая хлеб, человек ломает свою жизнь. Во многих странах мира любят бутерброды*, они вносят разнообразие в меню и позволяют красиво и ап* Известно, что слово «бутерб_род» пришло в русский язык из не мецкого, где оно означало «хлеб с маслом» (butter — масло, а brot — хлеб).
395