* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
торжественном тоне, воспевающее славу, величие вы дающегося лица или исторического события. Вспомните оды М.В. Ломоносова. Часто перед начальником «рассы¬ паются мелким бесом», как говорили в старину, или поют ему дифирамбы. Считается, что дифирамб (от греч. dihyramos — вакхический гимн) изобрел в 620 году до н.э. древнегре ческий поэт и музыкант Арион. И вот уже более двух с половиной тысячелетий льстецы пускают в оборот са¬ мую ходкую в мире «фальшивую монету», но тюрьма им, к сожалению, никогда не грозит. «Лесть, говорят, пища глупых, между тем, сколько умных людей готовы от вре¬ мени до времени отведать хоть глоток этой пищи», — писал еще Дж. Свифт. Лесть бывает грубая и тонкая. Так, фламандский жи вописец X V I I века Ван Дейк написал автопортрет с под солнухом, как бы говоря: «Как подсолнух тянется к солнцу, так и придворный художник — к королю». Эта символика восходит к древнегреческому мифу: Клития, дочь царя Вавилона, была покинута Аполлоном. Отверг¬ нутая Клития медленно умирала и превратилась в цветок подсолнуха, который всегда поворачивает свой л и к к солнцу. Сознательная лесть всегда оскорбительна, особенно если льстец, играя на болезненном тщеславии человека, стремится втянуть его в недостойные дела. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна; Но только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
И.А. Крылов
Замечено, что льстец, пресмыкаясь перед началь¬ ством, обычно высокомерен с подчиненными и домаш¬ ними. Именно он больше всего занимается бюрократи¬ ческой волокитой, чтобы показать свою власть, часто существующую только в его воображении. Подобные люди, как двуликий Янус, имеют два лица: одно для на¬ чальства, другое — для подчиненных. 341