* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
38—40 лет, они внезапно охладевали к работе, впадали в депрессию. Последствия: нервные срывы, потеря дело¬ вой хватки и апатия, доводящая иных до полной неаде¬ кватности. Причины подобных кризисов ясны: много¬ летнее переутомление, служебный стресс. Рекомендуе¬ мый рецепт лечения — взять длительный отпуск или сменить работу. Однако я бы хотела обратить ваше внимание на осо¬ бенное заболевание, которое достаточно широко распро¬ странено среди руководителей любого ранга. Это так на зываемая горная болезнь. Ее симптомы: головокружение (от успехов), потеря адекватности восприятия, бессон¬ ница (лавры спать не дают) и т.д. Внешние проявления болезни: спесивость, надменность, важность, непрере¬ каемый тон, окаменелость лица, отсутствие улыбки; об¬ щение с подчиненными высокомерно, с пренебрежени¬ ем, снисходительно, подчеркивание своей значимости. Как здесь не напомнить о том, что на японского импера¬ тора до 1946 года запрещалось смотреть, так как отблеск солнца, который якобы был на нем, мог ослепить, поэто¬ му министры, докладывая, смотрели в пол. Можно вспомнить и расшифровку некоторых симп томов горной болезни. «Надменность — это карикатура на гордость», — заметил австрийский врач и писатель XIX века Эрнст фон Фейхтерслебен. «Важность — это щит глупцов», — подчеркнул французский философ X V I I I века Шарль Луи Монтескье. Несколько слов о высокомерии. Персидская импе¬ рия управлялась властителем, который именовал себя «Господином царей или царем царей». «Царем царей» и всемирным правителем объявил себя Александр Маке¬ донский. Он завоевал Египет, и египтяне провозгласили его богом, ибо всякий фараон — сын божества. Для егип¬ тян такое положение вещей было естественно, но кроме египтян в свое божественное происхождение уверовал и сам Александр. Свой род он начал выводить от Геракла, следовательно, от самого Зевса. Считая себя выше всех, Александр начал проявлять вероломство, нарушая дан¬ ное слово, отбросил все условности и ненужную, с его точки зрения, мораль. 332