
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
327 ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ 328 места. 8) Редуктор рассчитывается на напря жения, определяемые имеющимся ассортимен том материалов, по нормам, принятым в тепло возных, электровозных и судовых передачах. Вопросы вибрации передаточного механизма (ротор, редуктор, спарники) исследуются п схеме, принятой в исследовании аналогичных вопросов в электровозостроении. Критическое число оборотов вала турбины при непосред ственной передаче д. б. выше предельного числа оборотов турбины. 9) Ведущие дышла и отбой ный вал д. б. рассчитаны на передачу всего кру тящего момента одной стороной, т. е. когда од но дышло находится в мертвой точке. 10) Воз действие на путь проверяется по схеме, приня той для тепловозов и электровозов с отбойными валами, но с учетом гироскопич. явлений. Лит.: К у р т М., Рабочий процесс турбины с проти водавлением п р и переменном числе оборотов, п е р . с нем., M.—Л., 1933; В ы р у б о в Д., Турбовозостроение, « И Т И » , 1929, 2 (45); Ч и р к о в А . , Турболокомотивы, т а м ж е , 1931, 5 (64); Ч и р к о в А., Ф и л и п п о в В., К а с ь я н о в А . , Экономичные паровозы, «Подвижной с о с т а в » , М . , 1932, 8—9; « Т е х н и к а и э к о н о м и к а п у т е й с о о б щ е н и я » M . , 1922, 7, 1923, 3, 4, с т р . 125, 165, 1924, с т р . 479; « Ж е л е з н о д о р о ж н о е д е л о » , 1931, з, с т р . 34; « E n g i u e e r i n g » , 1921, v . 112, 2917, p . 728, 1922, v . 114, 29 *4, 2955, p . 64—70, 131—133, 163—168, 198—203, 1927, v . 124, 3231,3232, p . 771—774, 801—804; « R a i l w a y Me c h a n i c a l E n g i n e e r * , N . Y . , 1922, v . 96, 2, p. 69—70, 1927, v . 101, 2, p . 78—84, 1928, V . 102, 6, p . 331—336, 7, p. 384, 30, p . 542—548; « L a N a t u r e * , P . , 1922, 25 14, p. 365—367, 1928, 2782, p . 313; « R a i l w a y Gazette*, L . , 1907, p . 581, 1922, v . 36, 13, p. 557, 558, 564, 1924, v . 41, 16, p . 513, 1926, v . 45, 11, p. 310, 312, 1929, v . Ы, 17; « T h e E n g i n e e r * , 1924, V . 138, 3953, p . 530, 1927, v . 143, 3708, p . 118—120; «GC», 1922, t. 81, 20, p . 429—437, 1927, 5, p . 113, .20, p . 473; « R a i l w a y a. L o c o m o t i v e E n g i n e e r i n g * , N . Y . , 1927, v . 11, 4, p. 95—99; « R a i l w a y E n g i n e e r * , L . , 1924, v . 45, 533, p. 200—201, 528, p. 5—10, 24, 1925, V . 46, 540, p . 27, 55 1, p . 435—439, 1926, V . 47, 5 5 8 — 5 6 0 , p . 233—338, 285—289, 322—325, 1927, 7, p . 247, 261, 1930, v . 51, 606, p . 258—259; « R a i l w a y A g e » , N . Y . , 1923, v . 75, 15, p. 667— 668, 1924, V . 7 7 , 3, p . 107—108, 1927, v . 82, 4, p . 2 9 5 , 1928, v . 84, 19, p . 1106—1107, 1931, v . 90, 16, p. 771; « M e c h a n i c a l E n g i n e e r i n g * , N . Y . , 1924, v . 46, 11, p . 653— 660, 1925, v . 47, 4, p . 235—239, 1929, v . 51, 2, p . 133— 141; « Z . d . V D I » , 1922, B . 66, 46—47, p . 1060—1066, 1925, 14, p . 4 4 7 , 16,p. 515, 1926, B . 70, 47, p. 1565, 1930, B . 74, 6, p . 173; « G l a s e r s A n n a l e n * , В . , 1921, В . 89, 8, p. 88, 1923, В . 92, 5, p . 69—79, 1930, В . 106, / , p . 90—91; « K r u p p s c h e Monatshefte*, E s s e n , 1924, B . 5, 8—9, p. 129— 136; « S c h w e i z e r i s c h e B a u z e i t u n g » , Z u r i c h , 1923, B . 82, 23, p . 299—303, 1924, B . 84, 13, p . 151, 1926, B . 87, 2—3, p . 20—24, 34—37, 1930, В . 96, 9, p. 106; « T r a n s a c t i o n A m e r i c a n S o c i e t y M e c h a n i c a l * , 1 9 2 4 , v . 46, 1947, p . 1205—• 1244; « E s c h e r - W y s s M i t t e i l u n g e n * , Z u r i c h , 1928, 5, p . 98; ^ E n g i n e e r i n g Progress*, 1924, v . 5, 9, p . 165, 1927, v . 8, 3. p . 79—82, 1928, v . 9, 8, p. 218—219; « C h a l e u r et I n d u strie*, P . , 1922, 30—32, p . 1675, 1923, 33, p. 53; « R a i l w a y R e v i e w » , L . , 1922, v . 71, 7, p . 201—207; « A k t i e b o l a g e t L j u n g s t r o m A n g t u r b i n * , 1928, C i r c u l a r 201, A — 2 ; « R e v u e generate des c h e m i n s de fer», P . , 1928, t . 47, 4, p . 312— 314; « D i e L o k o m o t i v e * , \ V . , 1932, 5, p . 7 9 — 8 2 ; « O r g a n f. die F o r t s c h r i t t e des E i s e n b a h n w e s e n s » , 1924, B . 79, l—2, p . 1—8, 23—34, 1927, 24, B e r l i n , 1932, 6, p . 132; « R i v i s t a t e c n i c a d e l l a f e r r o v i a I t a l i a n e * , 1931, 1—2, p . 60—63; « B o i l e r Marker*, N e w Y o r k , 1928, v . 28, 9, p. 258—259. А. Чирков. Т У Р Б О Г Е Н Е Р А Т О Р Ы . Т . паровой есть агре гат, состоящий из трех, основных частей: паро вой турбины (см. Турбины), конденсатора (см.) и генератора электрического тока. В том слу чае, если турбина выполнена для работы с противодавлением, конденсационной установки может и не быть. Вспомогательное оборудова ние турбогенератора состоит из: а) насосных агрегатов и эясекторов д л я охлаждающей воды, конденсата и воздуха, б) воздушных фильтров генератора, в) масло- и воздухоохладителей, г) соответствующих паро-, водо-и маслопрово дов, д) контрольно-измерительной и защитной аппаратуры. Кроме того в оборудование совре менных Т., работающих с регенерацией тепла, входит регенеративное устройство, состоящее из подогревателей, или бойлеров, испарителей и в нек-рых случаях деаэраторов. Схема рас- положения и соединения частей современной турбогенераторной установки типа Метрополитен-Виккерс дана на фиг. 1, где приняты сле дующие обозначения: А—генератор, В—тур бина, С—эжекторы, В—испаритель, Е—водо отделитель ,F—масляный холодильник, G—кон денсатор, Н—мотор, I—циркуляционный насос, К—главный вентиль на подводящем трубопро воде д л я охлаждающей воды, L—главный вен тиль на отводящем трубопроводе для охлажда ющей воды, М—возбудитель, N—1-й подогрева тель, О—2-й подогреватель, Р—3-й подогрева т е л ь ^ — к л а п а н обратного давления, 2—задвиж ка, 3—обратный клапан, 4—засасывание воз духа из конденсатора, 5—конденсат к первому подогревателю, 6—пар из уплотнений. Слово Т. впервые введено Парсонсом, построившим в 1885 г. первый агрегат из турбины и генера тора. В электротехнике часто неправильно на зывают Т. синхронный генератор переменного тока, предназначенный для соединения с турби ной; в этом случае правильнее говорить т у рбинный генератор. К л а с с и ф и к а ц и я . Существующие ти пы Т . можно подразделить на сл. группы. 1) По н а з н а ч е н и ю : а) ч и с т о к о н д е н с а ц и о н н ы е Т . , служащие Для превращения максимальной возможной части теплоты пара в электрич. энергию. Эти Т . ра ботают с выпуском отработавшего пара в кон денсатор с глубоким вакуумом и являются ос новным оборудованием районных электростан ций; б ) т е п л о ф и к а ц и о н н ы е Т . , пере рабатывающие в электрич. энергию только не большую часть теплоты пара с тем,, что остаток ее используется в соответствующих устрой ствах для бытовых или производственных нуяод (отопление, варка, сушка и т. п.). В зависи мости от типа турбины теплофикационный Т. моясет быть с п р о т и в о д а в л е н и е м , с о т б о р о м п а р а или и с тем и с другим. Теплофикационные Т. небольшой мощности на ходят себе преимущественное применение на фабрично-заводских электростанциях, вследст вие чего их иногда называют и н д у с т р и а л ь н ы м и, или п р о м ы ш л е н н ы м и, Т. Теплофикационные Т. значительных мощно стей предназначаются для городских илирайонных теплоэлектроцентралей. 2) П о ч и с л у о б о р о т о в : а) т и х о х о д н ы е Т. с 1000 или 1500 об/м.; б) б ы с т р о х о дн ы е Т. с п=3 000 об/м. или больше. (Число оборотов генератора переменного тока, непо средственно соединенного с турбиной, опреде ляется числом его полюсов и при принятой в СССР частоте 50 пер/ск. д. б. 1 000, 1 500 или 3 000. Более высокое число оборотов турбины возможно только при наличии зубчатой пере дачи меисду нею и генератором.)Чем выше число оборотов Т . , тем меньше при той же мощности его размеры и вес; отсюда понятно стремление конструкторов выполнять Т. на максимально возможное число оборотов, т . е . обычно на 3 000 об/м. Мощность Т . при этом ограничена селе нием междулопаточного пространства послед него венца турбины, пропускающего макси мальные объемы пара. Т. наибольшей возмож ной для данного числа оборотов мощности на зывается Т. п р е д е л ь н о й мощности. 3) П о р о д у т о к а : а) Т. п о с т о я н н о г о т о к а (иногда именуемые т у р б о д ин а м о); б) Т. п е р е м е н н о г о т о к а ( т у р б о а л ь т е р н а т о р ы ) , которые могут быть I одно-, трех- и шестифазными.