Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том второй. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества \ 251-300

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Критика Фрейдом общества, культуры и религии (ФранцШледерер) нозными чувствами, но с другой—кудаболее могущественные и действенные формы поведения, продиктованные разумом. Но как раз к диктатуре разума, пусть Фрейд и называет ее утопией, относит-сяполная и опаснаяинтернализация агрессивных импульсовчеловеканаряду с ли-бидинознымикомпонетами. Важно понять, какие Я-идеалы необходимы отдельному человеку и какое материальное ядро ожиданий и общечеловеческихнормдолжно их заполнить Представление о равныхвозможностях людей, из которого исходитФрейд, дискутируется ипоныне, втомчисле как«участие вучебныхироцессах, формирующих нормы и ценности» и темсамымкак'восновановой идентичности», котораяв свою очередь самане должнабыть«просто проекцией» (Habermas, 1974, 71). Однако без интернализации это осталосьбы, наверное, проекцией или бессознательно отведенной вовне агрессией, гибельной для культуры и общества И здесь, пожалуй, следует задать еще один вопрос:: не слишком ли опасно приближается Я-идеал в понимании Фрейда к «мировоззрению», проявляющемуся в форме ожиданий и убеждений массы единомышленников. Этомупосвященасле-дующаяработаФрейда. «О МИРОВОЗЗРЕНИИ» (1933) В35-й лекции(такине прочитанной)из«Нового циклалекций по введению впси-хоанализ»,Фрейдпродолжаетосушествлятьглавную задачу — критикурелигии Кроме того, Фрейдборетсявней спопытками увидетьвпсихоанализе новое мировоззре-ниеиждатьотнего техутешений что уготованырелигиозныммировоззрениемФрейд вынужден вэто время разъяснятьошибочностьсмешенияпсихоанализас «философией становления сознания»· романтиков(ср. Mann1965,13; Jones 1962, III, 519). Сразужеприведемвкачествесвоего родарезюмезаключительныесловаэтойлек-ции «Думаю, психоанализне способен датьособое мировоззрение. Ониненуждается вэтом будучичастьюнауки, он можетприсоединитьсякнаучному мировоззрению. Однако оно едвализаслуживаетстольгромкоготитул^ибо оно неестьвоззрениена все в мире, оно слишкомнесовершенно, не претендуетназаконченностьи систематичность Среди людейнаучное мышление все ещеоченьмолодо, ещене смогло ответить наочень многиевеликие вопросы. Мировоззрение, основанноенанауке, помимо того что опирается нареальный внешний мир, характеризуется, по сути, отпротивного, то естьотвергаетвсе, кроме истины, отказывается отиллюзий. Кого из нашихсовре-менниковэто не устраивает, кто требует для своего сиюминутного успокоенияболь-шегг^пустьищетегг^где может·. Мынанегонеобидимся,помочьнесможем,но и мыслить иначе ради него не станем» (XV, 197). Вофрейдовскомопределениимировоззрения—впрочем,этоотноситсяи к истине (ср. XV, 184) — проявляетсяреализм критики знания. Согласно Фрейду, мировоззрение —«это интеллектуальнаяконструкция, котораяединообразнорешаетвсепробле-мы нашего бытияисходяизнекоего допущениявысшего порядка, где, следовательно, ни один вопросне остаетсябезответа, авсе, что вызываетнаш интерес, наводит свое определенное место»· (XV, 170). Такойпринцип высшего порядкаотносится, по мнению Фрейда, кразряду«идеальныхустремлений людей»(XV, 170), посколькупомога-етобрести определенностьисмысл. В этом смысле психоанализ никакне может быть мировоззрением, поскольку будучи «специальной дисциплиной, отраслью психологии»· (XV, 170) он к этому непригоден и должен «принять мировоззрение науки» (XV, 171). «Но научное 293