Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том второй. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества \ 151-200

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Психическое развитие ребенка с психоаналитической точки зрения (Йохен Шторк) имаго «злой» матери. С другой стороны, нет оснований усомниться в гипотезе, что у маленького ребенкас самого начала, во всякомслучае в его фантазмах, возникает желание приеваиватьилипоглощать, атакжеизменитъся, статьвзрослыминеза-висимым. Это желание, которое мы позднее обнаруживаему ребенкав его динами-ческомстремлениикновому, вего любопытстве, осущеетвлениивеехвозможностей, в самораскрытии и жажде большей свободы и автономии виндивидуальномсамо-выражении, противостоитрегрессивнымстремлениями потребности взавиеимос-ти 28. В евоемосуществлениионо определенно апеллируеткотцу. Поскольку впере-живаниивеякое изменениеявляетеяустранениемнекоейнеполноценности алюбое приращение иновое приобретение означаютотнятиечего-то у матери, то естьагрес-еивное побуждениепо отношению кней, то врезультате мобилизуютеяглубоко укорененные страхи и чувства вины. Раскрытие собственной личности становится для психического событиячрезмерной агрессией, еопровождающейеяедвавыноеи-мыми страхами возмездия и наказания е полной утратой любви. Вполне вероятно, что «первопричину чувствавины» следуетусматриватьв том, «что в детстве любой процееееозревания, любое “взросление” переживается какагрессивное присвоение сначала материнской, азатемотцовской власти» (Mende11969a, нем изд., 127). Вбоязни зависимости от женщины, вагрессивныхпобуждениях, направленных противэтой зависимости, которые неизбежно сопровождаютсяпереживаниемфру-страции и процессом индивидуации, молено увидеть также и более глубокую причину страхаперед женщиной Впереживании мужчины этот страх, по-видимому, имеет гораздо большее значение, чемто, которое обычно занимпризнают. Так, вее большее число исследователей-психоаналитиковполагают, что именно внемследу-етусматриватьпричинустрахакастрацииилиуничтоженияи что клаесическийстрах кастрации со стороны отцапредставляетеобой лишь трансформацию этихпервич-ных страхов (Lederer 1968, Leuba, Rheingo1d). «Добрую» и «злую» архаическую мать не следуетпонимать как две отдельные сущности; нельзя желатьодну, не имея другой. Собственно говоря, какраз стремление к зависимости от «доброй» матери свсемогущимпритязаниемнавечное удовлетворение потребностей и еоздает«злую» мать, посколькуименно из-заэтого притязания ивозникаютагрессивные побуждения—во-первых, вследствие реальности, которойне ведома мать, епособнаявеегдаудовлетворятьвее потребности, и, во-вторых, из-за желанияприевоить еебе и поглотить мать. Этаактивнаяиреактивнаяагреесия, направленнаянапервыйобъектлюбви в евою очередьвызываетчувство виныистрахвозмездиявформеуничтоженияили лишения любви. В бинарныхотношениях между матерью и ребенкомстрахи и чувствавины ведутобратно ко вее большейзавиеимости поскольку любовьи защищенность долж-ныбытьеохранены любойценой, аальтернативного выходаизэтого порочногокруга не существует. Вэтомсмысле тоекапо имаго «доброй» матери, не опосредствованная отцом, свнушающимужасобразомзлой материпредставляетсобой чреватыйпагуб-нымипоеледствиями круготношений, изкоторого нет иного выхода, кроме какче-рез имаго отца. Поэтомуслияниеи страх тесно взаимосвязаны. Вспомнимвышеупомянутуюпациентку. Онамогласуществоватьтолъко втесном симбиозе со своей матерью, инцестуозное желание каквыражениестремленияквоз-врату противостоит, какеледуетиз сновидения, ужасуи отвращению перед возмож-нымнасилиемео стороны матери, перединцестоменей Однако страхинцеетаенова и еновапорождает страхоказатьеяпокинутой и темсамымкумулятивно вызывает еще более интенсивное инцестуозное желание. И только через два месяца, енова в связи е «матерью спениеом» иинцестуознойпроблематикой, во ене впервые появляется отецвформе парциального объекта, мыши, которая е садистской жестокостью уничтожается матерью. Мы не можем здесь перечислять отдельные шаги 189